double arrow
Среда обитания и доисторическая эпоха 69

Вполне вероятно, что Крит поддерживал отношения с автохтонными племенами Апеннинского полуострова. Их суда беспрепятственно достигали западных районов


Средиземного моря. Они легко могли повстречаться с носителями культуры колоколообразных кувшинов и с создателями мегалитических сооружений Мальты и южной Испании; возможно, они добирались до Черного моря и там сталкивались с трипольской культурой. Та, в свою очередь, могла с успехом исполнить роль посредника на последнем, южном этапе торговых путей, ведущих с территорий, расположенных в глубине материка, где жили племена Унетицкой и курганной культур. Основным товаром была медь, главным образом, из шахт в Доломитах и из Карпат.

Но все, что располагалось дальше, для жителей Крита, видимо, заслоняла массивная стена незнания. В то время, как они приобщились к блестящим достижениям эпохи бронзы, северные земли все еще находились на позднейших стадиях неолита. Нашествие индоевропейских народов на запад, несомненно, уже началось. Иногда его связывают с наступлением культуры мужчин-воинов, которая подчинила и их миролюбивых предшественников, и собственных женщин. Кельтский авангард уже захватил все уголки центральной Европы. Германские, балтийские и славянские племена остались где-то в тылу. Возможно, что первые северные трапперы и купцы из земель «за фронтиром» добрались до Эгейского моря: на Крит попали янтарь и жадеит или нефрит.

Извержение Тира (Санторина) было одним из величайших событий праистории Европы. Когда в новейшие времена такой же трубный глас раздался в районе Кракатау, то 30 км3камня, огня и серы было выброшено на 20 миль в стратосферу. Даже на расстоянии ста миль наблюдатели в Кносском дворце не могли не заметить столб дыма и вспышки, а затем тучу огненного пепла. Через девять минут они услышали гул, грохот и стук. Затем они, должно быть, увидели, что море отступает, заполняя трещину в морском ложе, для того только, чтобы породить гигантскую волну, которая Накрыла берег Крита сотней футов морской воды.




Высоко над Кноссом, на северных склонах горы Юкта, жрецы готовились к человеческим жертвоприношениям, которых требовала катастрофа.

В этом случае было недостаточно предложенных богам фруктов, семян или вина и даже лучшего из быков. В темной комнате в центре храма один человек приготовил ритуальный сосуд для крови, украшенный фигуркой быка. У внутреннего конца западного помещения молодая женщина лежала лицом вниз раскинув ноги. На низком жертвенном столе лежал юноша со связанными ногами — к его груди был приставлен нож с выгравированной на нем кабаньей головой. Возле него стоял мощного сложения жрец, с драгоценным железным перстнем на пальце и агатовой печатью, на которой виднелось изображение бога на плоскодонной лодке. Но землетрясение, вызванное извержением Тира, опередило удар. Обрушилась крыша храма. Жертвоприношение так и не было совершено. Тела его участников так и остались лежать на месте и были найдены три с половиной тысячелетия спустя28.



Разумеется, остается много серьезных сомнений, но 1628 год до н.э. является «самой лучшей из существующих рабочих гипотез»29.

Из исследований археологических слоев в восточной части Крита следует, что некий период четко отделяет извержение Тира от очередной, все еще не определенной катастрофы, которая превратила дворец в Кноссе в развалины и так хорошо обожгла глиняные таблички с записями, что их легко прочесть и сегодня. Кносс был уничтожен не Тирой, как думали раньше. Но определенно, именно Тира нанесла первый удар, возвестивший начало конца минойской цивилизации. Материальные и людские потери должны были быть огромными, а потери торговые — парализующими. Ослабленный Крит стал беззащитным перед дорийским нашествием и впоследствии подвергся полной эллинизации.

Неожиданный и полный крах первой европейской цивилизации заставляет задуматься о взлетах и падениях цивилизации вообще. Возникает вопрос, были ли пережившие эту катастрофу минойцы склонны приписывать свои несчастья собственным недостаткам. Ученый невольно задается вопросом, а приложима ли теория катастроф (так широко применяемая в других областях) к событиям истории людей, как они развертываются на длительных отрезках времени. Задумываешься, не может ли математическая теория хаоса каким-либо






Сейчас читают про: