Древняя Греция 93

АТЛЕТЫ

Игры атлетов были важной частью жизни греков. Каждый уважающий себя город имел стадион. Панэллинские игры в Олимпии были всего лишь самыми престижными из сотни других подобных им празднеств. Всеобщая любовь к атлетике и к богам-патронам этих игр доставляли чувство большой культурной общности гражданам этой политически раздробленной страны. Атлеты (все мужчины) состязались в десяти определенных видах спорта. С VII века, когда один из участников состязаний случайно потерял набедренную повязку, соревнующиеся выступали обычно обнаженными. Они не были любителями, были привычны к тяжелым тренировкам и ждали за свои выступления хорошего вознаграждения. Подобный тариф (в динариях) вознаграждений на празднестве в Афродисиаде в I веке дает нам представление о статусе каждого вида соревнований:


бет на длинные дистанции

пятиборье 500;

бег в доспехах 500; спринт (1 стадий) 1250; панкратий (всеборье, где допускались

все приемы, кроме выдавливания глаз) 3000;

борьба 2000;

ходьба (2 стадия) 1000;

кулачный бой 2000.

Стандартный стадий (или длина стадиона) составлял около 212 метров. Бегуны огибали шест на другом (от старта) конце. Пятиборье состояло из пяти видов соревнований: прыжки в длину, метание диска, мета-

ние копья, ходьба, борьба. В панкратии соревнующиеся стремились, как в дзюдо, любыми средствами подавить противника. Также были важны метание в цель и состязания на колесницах.

Атлеты и их родные города получали большую славу за победу на Олимпиаде. Особенно выделялась Спарта. Афины за всю их «золотую» эпоху выиграли Олимпиаду только четыре раза из 183 возможных. Самыми выдающимися были успехи жителей Элиды на Пелопоннесе, родины первого победителя (о котором у нас имеются сведения) Коробуса в 776 г. до н.э., места, где располагалась сама Олимпия.

Непревзойденным чемпионом был Милон Кротонский, который одерживал победу в соревнованьях по борьбе на пяти подряд Олимпиадах с 536 по 520 гг. до н.э. В последний раз победителем он пронес на плечах жертвенного быка по всему стадиону, а потом уселся, чтобы съесть его. [ПРЯНОСТИ и БЫК]

Все дошедшие до нас оды Пиндара посвящены играм:

Есть племя людей, Есть племя богов,

Дыхание в нас — от единой матери, Но сила нам отпущена разная; Человек — ничто,

А медное небо — незыблемая обитель Во веки веков.

Но нечто есть

Возносящее и нас до небожителей, -

Будь то мощный дух, Будь то сила естества, -

Хоть и неведомо нам, до какой межи Начертан путь наш дневной

и ночной Роком.

Дух этих спортивных игр сохранился и в христианские времена. Апостол Павел, без сомнения, был горячим болельщиком, если не участником их: «Я бился в хорошей схватке,

— писал он. — Я пробежал дистанцию. Я сохранил веру» (2 Тим 4:7).

Последние Олимпийские игры были проведены в 389 и 393 гг. н.э., последним известным victor ludorum в 385 году был армянин. Нет свидетельств, что император Феодосий I запретил эти игры. Скорее, поскольку христианское общественное мнение обратилось против всяческих языческих культов, то стало невозможным восстановить игры после вторжения в Грецию вестготов в 395 г. Игры в Антиохии в Азии, не прекращавшиеся до 530 года, были некоторой заменой Олимпийским.

Олимпийские игры были возобновлены в Афинах 6-12 апреля 1896 года после перерыва более чем в 1500 лет. Инициатором и председателем-основателем Международного Олимпийского комитета был французский спортсмен барон Пьер де Кубертен (1863-1937). В XX веке игры проводились регулярно каждые четыре года в разных мостах за исключением времени войн. С 1912 года к играм допускаются женщины. В 1924 году в Шамони были организованы Зимние Олимпийские игры. Замечательно, что первым победителем в марафоне уже в новейшие времена (в 1896 г.) был грек Луис Спиридон.

Hellas

жения мальчиков было не более предосудительно, чем ухаживать за девушками. Молодые греки, как и ученики закрытых английских школ, по-видимому, легко обращались к содомии, и родителям приходилось беречь мальчиков так же, как они берегли девочек. Существовала, по-видимому, и женская гомосексуальность, хотя само явление не связывалось в древности с островом Лесбос, где обитала поэтесса Сапфо сo своим окружением. Проблемой был также инцест. Трагическая судьба легендарного Эдипа, который убил отца и по ошибке женился на матери, свидетельствовала о том, что боги гневались на него. Короче говоря, греки, кажется, не были ни особенно распущенными, ни пуритански строгими, но практичными и без предубеждений. В их мире было определенно много эротики, и они этим нисколько не смущались17.

Не следует, впрочем, воображать, что представления греков о чувственности были похожи на те, которые царят сейчас, например, в Калифорнии. В рабовладельческом обществе полагали, что тела рабов доступны для использования (и злоупотребления) свободными, так что сексуальная активность зависела от социального статуса. В такого рода отношениях вовсе не принималась в расчет взаимность, тем более наличие чувства (у


обоих). Несмотря на правовые запреты, мужчины более высокого положения часто считали для себя возможным по собственной прихоти пользоваться телом тех, кто стоял ниже. К этим последним относились женщины, мальчики, слуги и иностранцы. При таком допущении оказывается бессмысленным распространять современное противопоставление гомо- и гетеросексуальности на жизнь древних греков. Так же и отличие pederast'a от philerast'a зависело не столько от личных наклонностей, сколько от момента в жизни созревающего мальчика, когда он мог уже самоутвердиться как мужчина18.

В классическом тексте, по которому изучают эти проблемы, — мифе Аристофана в Пире Платона — упоминаются определенные типы сексуального поведения, которые, кажется, предвосхищают известные современные категории. Однако, присмотревшись, мы поймем, что у греков была совершенно иная система ценностей, чуждая нашей. Согласно мифу, человеческие существа имели сначала восемь конечностей, два лица и двойные гениталии,

спереди и сзади. Таковые существа были трех типов: мужского рода, женского и андрогины. Зевс затем разрезал их пополам и для разлученных половин придумал половые сношения. Люди оказались с различными сексуальными предпочтениями в зависимости от типа их предка. Поэтому бинарная оппозиция мужского и женского отсутствовала; и плюралистская сексуальность, присутствующая до некоторой степени в каждом, возможно, считалась основным состоянием человека. К большому сожалению, и современные ученые демонстрируют в своих оценках не меньший плюрализм, чем тот, которым отличались предметы их исследований19.

Не просты были и общественные структуры греков. Общество города-государства решительно отличалось от общества какого-нибудь отдаленного горного района, например, Аркадии на Пелопоннесе, где даже до римских времен уцелели пастушеские (догреческие) племена. Общей, всегреческой чертой было рабство, хотя оно и не являлось основой всех социальных и экономических институтов, как хотели бы верить некоторые историки. (Марксизм-ленинизм, который придерживается пятиэтапной схемы, считает рабовладение необходимой исходной точкой всей социальной истории.) В Афинах население состояло из рабов, метеков [проживавших иностранцев] и граждан. С рабами, которых называли andrapoda «людские ноги», обращались как с имуществом, и их можно было безнаказанно убивать. Рабам не позволялось служить в армии. Освобожденные рабы автоматически получали статус метеков, с них брали налоги и призывали на военную службу. Граждане (единственные, кто мог называться афинянами) имели право владеть землей и обязаны были служить в армии. Граждане делились на десять фил, или родов, роды дальше делились на меньшие группы, которые назывались триттии и демы [округа]. Каждое такое подразделение имело собственную корпоративную жизнь и играло определенную роль в гражданской и военной организациях общества.

Политическая организация греков отличалась не только разнообразием, но и новаторством. Поскольку каждый полис (или город-государство) имел по крайней мере теоретически самоуправление, то складывались самые разнообразные по-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: