Древний Рим, 753 г. до н. э. — 337 г. н. э. 151

делах Церкви в предшествующий период. Апологеты — от Аристида Афинского до Тертуллиана (155-255 гг.) — постепенно сформулировали, в чем состоят верования православных. Другие, включая Ипполита (165-236), Климента Александрийского (ок. 150- 215 гг.), Оригена (185-250 гг.) и Киприана Карфагенского (умер в 258 г.), почитались как защитники веры против язычников и еретиков. Патристика, или писания Отцов Церкви, заканчивается лишь с Иоанном Златоустом (347-407 гг.).

Ересь — понятие, конечно, тенденциозное. Такое обвинение одна группа верующих выдвигала обычно против другой группы верующих, и оно могло существовать только потому, что обвинители претендовали на монопольное обладание догматической истиной. В истории христианства оно появляется только во II-III вв., когда начинает вырисовываться общий консенсус. Большинство Отцов Церкви были в той или иной степени еретиками. Главные ереси, как они определялись позднее, — это докетизм, монтанизм, новатианизм, аполлинарианизм, несторианство, евтихианство, арианство, пелагианство, донатизм, монофизитство и монофелитство. Из них особенно важно было арианство, поскольку у него оказалось множество последователей в самой Империи и вне ее. Арий (ок. 250-336 гг.), пресвитер в Александрии, считал, что Христос как Сын Бога не мог во всей полноте обладать божественностью Бога Отца. В связи с этим учением собрался Первый вселенский собор, который арианство осудил. Но при поддержке императора Констанция II арианство вновь возродилось, причем его переняли некоторые варварские народы, в первую очередь готы. Арианство не было изжито до VI в. и даже разделилось на три под-ереси: аномоинство, хомоинство и полуарианство. [БРИТО]

Христианское монашество по происхождению было восточным явлением. Св. Антоний Великий (ок. 251-356), выступавший против Ария и основавший первую монашескую общину, был родом также из Александрии.

Таким образом, христианские понятия и практика, которые со временем получили название католической (всеобщей) и православной (правильной), сложились лишь по прошествии долгого времени и в результате жарких споров. В окончательном виде они были определены четырьмя

Отцами (Учителями) Церкви IV века: свв. Мартином, Иеронимом, Амвросием и Августином. ПОМИМО споров о Логосе, которые вскоре отступили на второй план перед христологическими спорами, они также занимались учением о Благодати, Искуплении и Церкви, Таинствами, Крещением и Евхаристией, и в первую очередь — учением о Св. Троице. В 325 г., когда император Константин созвал Первый Вселенский собор в Никее в Малой Азии, 300 делегатам было предложено подытожить основные положения христианской веры. Среди делегатов возобладали александрийцы, в особенности анти- ариане, или тринитарии, во главе с Афанасием (ок. 296-373). Среди собравшихся было очень мало западных епископов — только из Кордовы и Лиона. Отсутствовавший епископ Рима Сильвестр I был представлен двумя легатами. Выработанный собравшимися текст, представлял собой комбинацию формулы крещения, как она употреблялась в Иерусалиме, и известной идеи гомоусии, или единосущности. Никейский Символ веры с тех пор объединяет всех христиан:

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго,


Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием.

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь35.

Прошло 300 лет с тех пор, как Христос ходил по Галилее.

Roma


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: