Рождение Европы, ок. 330 - 800 205

кто хочет взобраться на вершину, поднимается шаг за шагом...»31

Конечная победа миссий объясняется, без сомнения, осторожностью: при этом обычно в течение долгого времени лишь слегка прикрытые языческие ритуалы сосуществовали с медленно набиравшим силу христианством. Вообще-то говоря, Церковь преуспела в своей миссии евангелизации потому, что сумела использовать языческое мировоззрение. Она смогла внушить тем, кто искал обращения, что только через Крещение они смогут присоединиться к цивилизованному миру. С другой стороны, разработка христианскими авторами языческих тем, как, например, в англосаксонской поэме Беовульф, долгое время


была главной чертой культурной жизни Европы.

На Востоке императоры были слишком заняты натиском ислама, чтобы проявлять особую заботу о душах своих еще не обратившихся подданных или соседей, так что до времени великая Склавиния и болгары были предоставлены самим себе, В VII—VIII вв. Константинополь удовлетворялся реэллинизацией и рехристианизацией Пелопоннеса и островов. На этом эпизоде не особенно останавливаются в современных историях Греции. Крит оставался в руках мусульман до X в.

В отличие от франков, германские племена к востоку от Рейна еще целых два столетия не подпускали к себе христианство. Задача обращения германцев была предоставлена английским миссионерам с севера и франкским воинам с запада. Св. Вильфрид Йоркский (634-710), чье католическое родословие прослеживается в Уитби, начал свою проповедь во Фрисланде в 678-679 гг. Но центральной фигурой в этом деле был, конечно, св. Бонифаций из Кредитона (ок. 675-755), основавший первую германскую епархию в Майнце и большое аббатство в Фульде (744), претерпевший мученичество за веру в Доккуме во Фрисланде. У Бонифация было много сподвижников, среди них святые с замечательными именами Штурм и Лулл (то есть Буря и Затишье), которые спорили между собой за Фульду, св. Виллибальд Баварский (ок. 700-786), первый известный нам паломник в Святую Землю, его брат св. Вунибальд Тюрингский (ум. 761) и его сестра св.

Вальпурга (ум. 779), аббатисса Хейденхейма. Мирный труд английских миссионеров дополняли (или, лучше сказать, бесчестили) безжалостные походы франков в Саксонию в период 772-785 гг. Христианизация была, безусловно, следствием франкского завоевания, во время которого и наступавшие, и оборонявшиеся без устали прибегали к резне и предательству. Священная роща Ирминсуля была вырублена уже в самом начале этих кампаний; массовые крещения были совершены у близкого Падерборна, а также в Окере и Эльбе. Саксонские повстанцы, из которых примерно 4500 погибло во время резни в Вердене (782), были наконец сломлены, когда их предводитель Видукинд решился вступить в освященную воду. Открываются миссионерские епархии в Бремене, Вердене, Миндене, Мюнстере, Падерборне и Оснабрюке.

С приходом христианства в центральную Германию вступает в силу новая стратегия. До того времени христианство в значительной степени ограничивалось Римской империей или теми землями, где важную роль «общественной закваски» играли бывшие римляне — христиане. Христианство все еще было в значительной степени «имперской религией» даже там, где давно уже порвались связи с Империей. Теперь же христианство начинает продвигаться туда, где никогда никаких связей с Империей не было. Рейнланд некогда был провинцией Рима; Саксония — нет. И хотя еще несколько бывших римских провинций, в особенности Балканы, ожидали возврата христианства, оно начинало продвигаться на нетронутые языческие территории. После Германии своей очереди ждал славянский мир, а затем Скандинавия и балты.

Если первая фаза христианизации — обращение Империи — заняла 400 лет, то вторая стадия повторного обращения бывших римских провинций завершилась по прошествии еще 400 лет. Третьей фазе обращения нетронутого языческого мира предстояло продлиться еще долгих шесть веков. [БИБЛИЯ]

На первый взгляд может показаться, что основные процессы «темных веков» не были тесно связаны между собой. Больше того, ни один из них не завершился в этот исторический период. Длительный период варварских вторжений

ORIGO

БИБЛИЯ

Codex Argenteus VI в. (Cod. DG 1 fol. 118v) хранится в библиотеке университета в Упсале. Он был привезен в Швецию из Праги. Текст написан серебряными буквами на пурпурном пергаменте. Это, возможно, лучшая ранняя копия готического перевода Библии, сделанного Ульфилой (Вульфилой ок. 311-383). Вульфила, то есть «волчонок», арианин, потомок пленных христиан, был рукоположен «епископом готов» во время недолгого пребывания тех на границе по Дунаю. Сделанный им перевод Библии на готский язык открыл череду переводов Священного писания на народные языки и положил начало немецкой литературе.

Codex Amiatinus, который теперь находится в библиотеке Лауренциана во Флоренции, не такой древний. Он был записан в Джерроу в Нортумбрии ок. 690-700 г., во времена аббата Кеольфрида. Это древнейший сохранившийся список Вульгаты — перевода Священного Писания на латынь, выполненного бл. Иеронимом. Он основан на более старом списке Вульгаты Кассиодора (см. с. 266) и был подарен аббатом Кеольфридом папе, а затем был помещен в аббатство Амиата. На особенно тонкий пергамент для этого Кодекса (vellum) пошли шкуры 1500 животных.

Надо заметить, что Вульфила завершил свой перевод на готский раньше перевода бл. Иеронима на латынь. Оба они переводили с греческих текстов, среди которых не было единого принятого за канонический. Современные реконструкции ранних греческих рукописей Священного Писания ос-

новываются на Codex Vaticanus IV века из Александрии; на Codex Sinaiticus IV века, который был продан русским царем Британскому музею; на Codex Alexandrinus V века (также в Британском музее) из Константинополя; и на Codex Ephraemi V века из Национальной


библиотеки в Париже.

Никогда не удавалось установить раз и навсегда совершенно точный и надежный текст Священного Писания, который бы подходил сменявшим друг друга поколениям. Но попытки исполнить эту задачу предпринимались непрерывно. Ветхий Завет был написан на древнееврейском и арамейском, Новый Завет — греческом эпохи эллинизма. Ветхий Завет был переведен на греческий (Септуагинта) для грекоговорящих евреев Александрии. Так что теоретически можно думать, что уже с I века существовал полный греческий текст Ветхого и Нового Заветов.

Современная Библия в католическом и протестантском вариантах состоит из почти 100 книг. Их нельзя было собрать в один корпус обоих Заветов, пока в IV веке не был установлен основной канон. Тем временем в ходу были бесчисленные варианты каждой книги Библии и апокрифы. До нас эти варианты дошли только в фрагментах на древних папирусах, в цитатах у отцов Церкви, в раз-личных предшествовавших Вульгате текстах «старой веры» и в работах древних иудейских и христианских критиков. Среди последних особенно важна знаменитая Hexapla Оригена, записавшего шесть древнееврейских и греческих вариантов

Ветхого Завета в шесть колонок рядом. [ПАПИРУС]

Даже Вульгата не систематизирована. По мере того как бл. Иероним заканчивал какие- нибудь значительные части своей работы, он отсылал их разным адресатам. Позднее их также пришлось собирать по разным библейским компиляциям, куда эти отрывки были вставлены. Больше того, работа средневековых переписчиков была буквально игрой в

«испорченный телефон», где ошибки накапливались на каждом этапе переписки. Легко понять, почему греческое слово «biblia» — «священные книги» — первоначально употреблялось только во множественном числе. Унификация библейских текстов стала возможна только с изобретением книгопечатания. [ПЕЧАТНЫЙ СТАНОК]

К тому времени, однако, христианство уже стояло на пороге Реформации и близилось время, когда протестанты подвергнут сомнению всю прежнюю библейскую ученость. Протестантские библеисты были больше всего заинтересованы в переводе Библии на национальные языки, для чего нужны были аутентичные тексты древнееврейских и греческих оригиналов. Вся новая эпоха в библеистике, таким образом, прошла под знаком соперничества между католицизмом и протестантизмом.

В 1907 г. Ватиканская комиссия поручила бенедиктинцам подготовить установленный текст Вульгаты. Работа продолжается на протяжении всего XX века. Как заметил один стоически настроенный бенедиктинец, когда она может быть закончена, «знает только Бог».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: