Ренессанс и Реформация, ок. 1450-1670 355

политику своего князя. 31 октября 1517 г. в канун Праздника всех святых он предпринял решительный шаг и прибил листок с 95 Тезисами, или аргументами, против индульгенций к дверям Виттенбергской крепостной церкви. Так доносит предание.

Из этого знаменитого акта неповиновения проистекло несколько последствий. Во- первых, Лютер был вовлечен в серию публичных диспутов, в том числе в знаменитый диспут в Лейпциге с доктором фон Эком, за чем последовало отлучение Лютера от Церкви (июнь 1520 г.). Готовясь к этим диспутам, Лютер набросал первые тезисы лютеранства: Резолюция, О свободе христианина, К христианскому дворянству немецкой нации, О вавилонском пленении Церкви Божьей; затем он публично сжег папскую буллу о своем отлучении Exsurge Domine. Вторым следствием явилось разделение Германии на сторонников и противников наказания Лютера. В 1521 г. император Карл V вызвал Лютера явиться под охраной на императорский рейхстаг в Вормсе. Подобно Гусу, Лютер стойко защищался: «Я покорен Писанием, которое только что привел; мое сознание в плену Слова Божья. Я не могу ничего взять назад и не буду, потому что поступать против совести небезопасно и нечестно... Если не докажут мне из Священного Писания, что я заблуждаюсь, то совесть моя Словом Божьим останется связанной... Нет, я не могу и не хочу отречься ни


от чего, потому что небезопасно и нехорошо делать что-либо против совести.

Hier stehe ich. Ich kann nicht unders. [На том я стою. Я не могу иначе]».

После этого его поспешно увели люди Саксонского курфюрста и спрятали в замке Вартбург. Изгнание, к которому рейхстаг присудил Лютера, было невозможно осуществить: религиозный протест грозил обратиться в политическое восстание.

В 1522-1525 гг. Германию потрясли две вспышки волнений: вражда имперских рыцарей (1522-1523 гг.) в Трире и бурные социальные волнения Крестьянской войны (1524-1525 гг.), которая началась в Вальдсхуте в Баварии. Возможно, неповиновение Лютера Церкви способствовало тому, что появилось неповиновение политической власти; но сам он нисколько не сочувствовал двенад-

цати артикулам крестьян, как их сформулировал и в Швабии Кристофер Шаппелер, и Себастьян Лотцер из Меммингена. Когда в Тюрингии появились новые группы восставших, Лютер опубликовал воззвание Против шаек крестьян, сеющих убийства и разбой, резко выступая за общественный порядок и права князей. Восстание было потоплено в крови.

Лютеранский бунт окончательно оформился во время следующих трех сессий имперского рейхстага. Оппоненты императора воспользовались возможностью консолидировать свои силы, пока император был занят войнами с французами и турками. В 1526 г. в Шпайере рейхстаг к принятому постановлению добавил пункт о религиозной свободе князей, предвосхищавший знаменитую формулу: Cuius regio, eius religio [чья власть, того и религия]. На втором рейхстаге в Шпайере в 1529 г. они формально заявили протест (откуда и пошло наименование протестантов) в связи с аннулированием постановлений предшествующего рейхстага. В Аугсбурге в 1530 г. они представили взвешенное изложение своих убеждений. Это Аугсбургское Исповедание, сочиненное Меланхтоном, было манифестом протестантов, после чего неколебимый император назначил им крайний срок для покаяния — апрель 1531 г. В ответ князья-протестанты создали вооруженную Шмалькальденскую лигу. Вот когда окончательно оформились лагеря католиков и протестантов. [GESANG]

Тем временем лютеранское протестное движение разрасталось за счет параллельных событий, из которых каждое расширяло основу протестантизма. В 1522 г. в Швейцарии Ульрих Цвингли (1484-1531 гг.), эллинист, корреспондент Эразма и народный священник в Цюрихе, бросил вызов католической церкви как по вопросам церковной организации, так и по вопросам учения. Как и Лютер, он начал с протеста против индульгенций, и он разделял представление Лютера об оправдании верой. Цвингли также отвергал авторитет епископов; он заявлял, что Евхаристия — это не более чем просто символическая церемония. Его убили под Каннелем в 1531 г., когда он нес знамя протестантов в войне против пяти католических лесных кантонов, которая расколола Швейцарскую конфедерацию. К Цвингли восходит важное направление протестантства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: