Renatio. Часто в учебниках искусство Ренессанса представляют в виде трех периодов

Часто в учебниках искусство Ренессанса представляют в виде трех периодов. Ранний Ренессанс новаций сменяется гармоническим Высоким Ренессансом середины XVI века, за которым последовал подражательный маньеризм. К великим новаторам принадлежали Паоло Учелло (1397-1475 гг.), покоривший перспективу, Андреа Мантенья (1431-1506 гг.), мастер реализма, и Сандро Ботичелли (1446-1510 гг.), волшебно сочетавший на своих полотнах пейзаж и человеческие фигуры. Тремя гигантами все признают Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти (1483-1520 гг.) и неистового Микеланджело. И легион подражателей. Но подражатели обычно льстецы, так что их трактовкам человеческого лица и тела, пейзажа и света нельзя доверять. А между Рафаэлевыми Мадоннами и средневековыми иконами — целая духовная вселенная.

Следует, однако, возразить против слишком аккуратной периодизации, потому что новации никогда не прекращались. Ничто не может быть более новаторским по форме и цвету, чем дерзкие полотна Антонио Аллегри (Корреджо, 1489-1534 гг.), венецианца Тициано Вечеллио (Тициан, 1477— 1576 гг.), Джокопо Робусти (Тинторетто, 1518— 1594 гг.) или критянина Доменико Теотокопули (Эль Греко, ок. 1541-1614 гг.), приехавшего в Толедо через Венецию. Кроме того, искусство северной Европы, сначала расцветшее в Бургундии, развивалось независимо и энергично. Германская школа сложилась вокруг Альбрехта Дюрера (1471-1528 гг.), Лукаса Кранаха из Нюрнберга (1472-1553 гг.), пейзажиста Альбрехта Альтдорфера из Регенсбурга (1480-1538 гг.) и портретиста Ганса Гольбейна из Аугсбурга (1497-1543 гг.). Эта школа, несмотря на контакты с югом, была самостоятельна. Наконец, нельзя забывать, что многим замечательным и оригинальным художникам ближе было продолжение средневековых традиций. К таковым относился изумительный резчик Вейт Штосс, или Вит Ствош (ок. 1447— 1533 гг.), который творил в Германии и в Польше, загадочный Мастер из Грюневальда (ок. 1460— 1528 гг.), фантастический голландец Иероним Босх (ум. 1516 г.) с ero видениями Ада, а также фламандский художник мужицкого стиля Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569 гг.).

В архитектуре Ренессанс стал реакцией на готику. Много почитателей у флорентийского

клас-

сического стиля, ранним образцом которого была капелла Пацци (1430 г.). Европейская же знать без ума от классических вилл Андреа Палладио (1518-1580 гг.). Все респектабельные библиотеки имеют его богато иллюстрированный трактат Четыре книги об архитектуре (1570 г.), изданный в Венеции. Когда порох превратил замки в бесполезное излишество, стали тратить деньги на изумительные дворцы, в особенности на аристократические резиденции над Луарой; на памятники бюргеского тщеславия в виде каменных домов и окруженных аркадами площадей в городах Германии и Голландии и ратуши в итальянском стиле от Амстердама до Аугсбурга, Лейпцига и Замостья.

В литературе Ренессанса бурно расцветали народные языки, и через эту призму все стороны жизни рассматривались заново. Эксперименты гуманистов XVI века проложили путь полноценным национальным литературам. И в самом деле, наличие литературной традиции на народных языках стало главным признаком национального самосознания современных наций. Во Франции эту традицию заложили поэты Плеяды, в Португалии

— Луис де Камоенс (1524-1580 гг.), в Испании

— Мигель Сервантес (1547-1616 гг.), в Голландии — Анна Бэйнс (ок. 1494-1575 гг.) и Йост Ван ден Вондел (род. 1587 г.), в Польше — Ян Кохановский (1530-1584 гг.), в Англии поэты и драматурги елизаветинской поры Спенсер, Марло и Шекспир. В Италии же, где эта традиция была старше и сильнее, она была обобщена Людовиком Ариосто (1474-1533 гг.) и Торквато Тасо (1544-1595 гг.). [SINGULARIS]

Не все языковые сообщества (народы) Европы создали серьезную литературу. Те,


которые еще запаздывали, в основном в Германии, России и на Балканах, все еще преследовали религиозные цели. Помимо Лютера и сатиры Корабля дураков (1494 г.) Себастьяна Бранта (1457-1527 гг.), силезского поэта Андреаса Грифиуса (1616-1669 гг.) и польского историографа Мартина Опица (1597— 1639 гг.), а также плутовского романа Симплициссимус Кристоффеля фон Гриммельсгаузена (ок. 1625-1676 гг.) — в остальном в Германии публиковались религиозные трактаты и популярные Volksbucher [народные книжки], вроде Доктора Фаустуса (1657 г.) [ ФАУСТ ]. В то же время в Центральной Европе не умерла еще литература на ла-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: