Твердыня наша — наш Господь

Все с Богом превозможем. Врагу же нас не превозмочь,

Мы под покровом Божьим. Нам в спину дышит злобный враг, И всем погибель прочит.

Высоко поднял он свой стяг, И близко время к ночи.

Лютер, как монах, был знаком с церковной музыкой; у него был хороший тенор, и он хотел, чтобы все люди разделили с ним радость церковного пения. Участие всех в пении стало литургическим аналогом его богословской доктрины о всеобщем священстве. Он придавал большое значение пению всей конгрегацией. Его Формула мессы (1523 г.) преобразовала латинскую мессу и заложила основы будущей шведской мессы. Ученик Лютера Дж. Вальтер издал Geystliche Gesangk Buchlein (1524 г.) — антологию полифонических хоровых переложений. В 1525 г. он привез в Виттенберг первый

в мире печатный станок для печатания нот. Затем появляется его Deutsche Messe und Ordnung Gottesdienst (1526 г.) — своего рода народная месса. Она заканчивалась стихом гуситского гимна Jesus Christus, unser Heiland. Энхиридион Гейнриха Люффта (также 1526 г.) стал первым сборником церковных гимнов для прихожан. Так что уже через пять лет пос-


Давно бы нам пришел конец, Когда бы не подмога, Послал нам Сына Бог Отец Из горнего чертога.

Спаситель Бог наш Саваоф, Его сильнее нету,

И нет для нас иных богов, Господь нам даст победу.

ле рейхстага в Вормсе последователи Лютера были музыкально «полностью снаряжены».

У лютеранской музыкальной традиции были далеко идущие последствия: теперь каждому приходу требовалось держать своего регента, органиста, хоровую школу и хор собственных певцов и инструменталистов. В результате Германия превратилась в самую музыкально образованную нацию Европы — и стала богатейшим источником светской музыки в Европе. Для гения И.-С. Баха нельзя было найти более плодородной почвы, чем лютеранство.

Согласно одной гипотезе, в основе выдающихся музыкаль-

ных успехов немцев лежат немецкий язык и его ритмы. Это может быть так, а может быть

— и не так. Во всяком случае, следует помнить, что в 1525 г. Лютер сказал: «как текст, так и ноты, ритм, мелодия и стиль исполнения должны вырастать из чистого родного языка и его отражения». Употребление народного языка, на чем так настаивал Лютер, повлияло на образование в Германии. Есть прямая связь между гимнами и мессами Лютера, Вальтера, Pay и Генриха Шютца (1585-1672) и позднейшими творениями Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта и Брамса.

Впрочем, изолированно рассматривая лютеранскую музыкальную традицию, мы, без сомнения, недооцениваем католическую музыку, а также плодотворное взаимодействие разных христианских традиций. Но стоит лишь сравнить стерильную музыку кальвинизма, в рамках которой запрет папской полифонии свел Женевскую Псалтырь (1562 г.) к собранию метрических унисонных песнопений, чтобы увидеть музыкальные преимущества лютеранства.

Церковь Англии в отношении музыки имеет много общего с лютеранством: здесь развилась изумительная музыкальная традиция, у истоков которой стояли Томас Таллис, У. Бёрд и О. Гиббонс. Знаменитый Канон Таллиса в его потрясающей простоте (сочиненный монахом из аббатства Вальтама, который стал одним из джентельменов Королевской часовни) — это англиканский вариант гимна немецких протестантов Ein' feste Burg, к тому же восьмичастный канон:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: