Ренессанс и Реформация, ок. 1450-1670 373

Библии, то есть науку следовало совмещать с христианским богословием. «Ученый — это священнослужитель Книги Природы Бога». Один из пламенных сторонников Бэкона Джон Уилкинс (1614-1672 гг.), бывший некогда епископом Чес-терским и одним из основателей Королевского общества, написал забавную книгу Discovery of а World on the Moon [Открытие мира на Луне, 1638 г.], где содержалась идея путешествия на Луну:

«Обитатели иных миров искуплены той же ценой, что и мы, — кровью Иисуса Христа»22.

Важные открытия были сделаны в это время философами с математическим уклоном, в особенности двумя блистательными французами Рене Декартом (1596-1650 гг.) и Блезом Паскалем (1623-1662 гг.), а также их последователем Бенедиктом Спинозой (1632-1677 гг.). Декарт, воин-авантюрист, бывший очевидцем битвы под Белой горой (см.с. 564), прожил большую часть своей жизни в изгнании в Голландии. Его обычно связывают с системой самого бескомпромиссного рационализма, получившего его имя — картезианство; эту систему взглядов он развил в Рассуждении о методе (1637 г.). Он отвергал все, что нами получено посредством органов чувств или авторитетом других; из того факта, что мы способны мыслить, Декарт выводит, что мы, по крайней мере, существуем: из Декартова Cogito, ergo sum [Я мыслю, следовательно, существую] выросла современная теория познания (гносеология, эпистемология).

В то же время в философии, которая отделяла материю от духа и вникала во все: от медицины до морали, — Декарт утверждал уже начинавший приобретать значение механистический взгляд на мир: животные рассматривались им как сложные машины, так же рассматривались люди.

Паскаль, рожденный в Клермон-Ферране и обитатель янсенистского Пор-Рояля в Париже, настолько овладел механистической системой мышления, что смог даже создать первый «компьютер». В своих трудах иезуиты до сих пор цитируют его Письма к провинциалу (1656 г.), считая их бокалом с ядом. Впрочем, его Мысли (1670 г.) представляют собой восхитительную смесь модного рационализма и просто здравого смысла. Le coeur a ses raisons que la Raison ne connaît point' [У сердца есть свои резоны, о которых резон знать не может], — писал он. Или: «Люди — это не

ангелы и не звери. Но любой, кто пытается стать ангелом, в случае неудачи может стать зверем». В многоголосии тех, кто обращал внимание на противоречие религии и науки, он предлагает доводы в пользу Веры: если Бог христиан существует, то верующие наследуют вечную жизнь; если же нет — то им будет не хуже, чем неверующим; во всяком случае следует рискнуть обратиться к вере христиан.

Спиноза, еврей-сефард, шлифовальщик стекол по профессии, был изгнан из еврейской общины Амстердама за ересь. Он, как и Декарт, придерживался математически точных и логических воззрений на мироздание и идеи общественного договора Гоббса. Он был пантеистом и полагал, что Бог и природа нераздельны. Высшей добродетелью он считал


исходящую из познания самого себя и мира умеренность. Зло проистекает из недостатка понимания. Слепая вера достойна презрения. Воля Божия — прибежище невежественных.

В Англии сторонники экспериментальной философии начали объединяться в 1640-е годы. Тесно связанная между собой, группа этих ученых, во главе с д-ром Уилкинсом и д- ром Робертом Бойлем (1627-1691 гг.), объединилась во время гражданской войны в так называемый Невидимый колледж в Оксфорде. В 1660 г. они приступили к основанию Королевского общества за улучшение естественного знания. На первом заседании Общества к собравшимся обратился архитектор Кристофер Рен. Вначале среди членов Общества были колдуны, у которых еще в течение 20 лет ученые новой школы (вроде Исаака Ньютона) не могли отнять их влияния. С приходом Ньютона современная наука достигла совершеннолетия (см. Глава VIII); пример Королевского общества быстро распространился по Европе.

Как всегда, старые идеи соединялись с новыми. Ко второй половине XVII в. ведущие мыслители Европы соглашались в основном в их механистических воззрениях на Вселенную, действующую по тем же принципам, что и часы. Галилей обожествлял закон силы — основной элемент механики; а сила, приложенная к чему угодно (от закона Бойля о газах до Ньютоновых законов движения), может быть вычислена с точностью. Наконец-то, казалось, Вселенная со всем ее содержимым может быть разъяснена и измере-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: