Renatio. Ствo становилось подозрительным

ствo становилось подозрительным. В некоторых странах, как в Голландии или


Шотландии, музыкальное искусство было сведено исключительно к гимнографии и псалмопению. В Англии же, напротив, Фома Талии (ок. 1505-1585 гг.) и другие положили начало изумительной традиции англиканской церковной музыки. В католических странах все виды искусства служили требованию роскошно и театрально представлять славу и власть Церкви. Это направление известно под именем барокко. В музыке его связывают с именами Яна Петерзоона Свеелинка (1562-1621 гг.), Генриха Шютца (1585-1672 гг.), но главное, с именем Джованни Палестрины (1526-1594 гг.), магистра капеллы собора Св. Петра; его 94 пространные мессы полны исключительного разнообразия и изобретательности. Клаудио Монтеверди (1567— 1643 гг.), пионер монодии, возникшей в противопоставление полифонии, вновь открыл диссонансы и создал теорию итальянской Новой музыки; Монтеверди занял особое место в развитии европейской светской музыки. Он в основном трудился в Венеции, которая в искусстве всегда была соперником Рима. В живописи барокко особенно выделялись Микеланджело Караваджо (1573-1610 гг.), помилованный убийца; фламандец Пауль Рубенс (1577-1640 гг.) и испанец Диего Веласкес (1599-1660 гг.). В архитектуре барочные церкви часто строились по образцу иезуитской церкви (1575 г.) в Риме.

Религиозные распри вышли на первый план в войнах XVI-XVII вв. С той же страстью и ненавистью, с какой христиане некогда боролись с исламом, они теперь спорили с братьями-христианами. Страх протестантов перед засильем католиков проявился в войнах Шмалькальденской лиги в Германии 1531-1548 гг., которые закончились Аугсбургским миром; а также во французских религиозных войнах 1562-1598 гг.; в гражданской войне в Швеции 1598-1604 гг.; в Тридцатилетней войне 1618-1648 гг. Страх католиков перед засильем протестантов стоит за другими важными событиями, как паломничество милости (15З6 г.) в Англии, ирландское сопротивление Маунтджою и Кромвелю, польское сопротивление шведам в 1655-1660 гг. На Востоке продолжительные войны русских с поляками — 1561-1565, 1578-1582, 1610-1619, 1632-1634, 1654-1667 гг. - имели все

признаки священной войны между католицизмом

и православием. Целые армии вдохновлялись религиозным фанатизмом. В XVI в. непобедимым испанцам удалось внушить, что они сражаются за единственно правую веру. В XVII в. то же внушили и распевавшим псалмы кавалеристам Густава Адольфа, и солдатам удивительной армии нового образца Кромвеля.

Французские религиозные войны по своей сущности никак не были связаны с христианством. Преследование гугенотов началось с chambre ardente при Генрихе II. Но две смерти (неожиданная смерть короля в 1559 г. и герцога Анжуйского) привели к долгим спорам о престолонаследии. [НОСТРАДАМУС] Снова воспламенились честолюбивые замыслы католической партии под водительством Гизов и Бурбоно-гугенотской партии под водительством короля Наваррского. Неудачной попытке религиозного примирения на конференции в Пасси (1561 г.) предшествовала жестокая провокация протестантов в Амбуа в 1560 г. — и за ней последовала не менее жестокая провокация католиков в Васси в 1562 г. С этого времени две враждующие партии вцепляются друг другу в горло с новой силой, распаляемые к тому же постоянными интригами королевы-матери Екатерины Медичи. Варфоломеевская ночь была лишь самой крупной в череде кровавых расправ. Возникавшие ожесточенные схватки напоминали английские войны: собственно позиционных битв было немного, но обстановка исключительно благоприятствовала дерзким авантюристам, вроде протестанта барона де Адретс или католика Блеза де Монтелука. Восемь войн за тридцать лет, полные нарушенных перемирий и подлых убийств. В 1580-е гг. власть Священной лиги Гизов (которая стремилась не только подавить всякую терпимость, но и обуздать короля- содомита) была столь велика, что этот последний приказал убить герцога и кардинала де Гизов (1588 г.). (Их отец Франсуа де Гиз, знаменитый военачальник, был убит при Орлеане в 1563 г.) В ответ 1 августа 1589 г. сам король был убит в Сен-Клу неким неистовым монахом Жаком Клеманом. В результате единственным претендентом на престол остался Генрих Наваррский. Когда католическое духовенство отказалось помазать его как отступника и еретика, он цинично вновь обратился к католической церкви и был коронован в Шартре в 1594 г., а затем с триумфом вошел в Париж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: