Ренессанс и Реформация, ок. 1450-1670 371

Знаменитое Paris vaut bien une messe [Париж стоит мессы] — очень точно отражает моральный климат этого события. Так что и новый Нантский эдикт (1598 г.) был не намного лучше. Посвятив всю жизнь борьбе за религиозную свободу, Генрих IV теперь предписывает ввести ограничения в отношении гугенотов: допускается принадлежность к гугенотам только в аристократических родах, только в двух церквях на провинцию и в 120 точно указанных крепостях. Такие решения не смогли уменьшить ни страхи, ни подозрительность.

И хотя религиозный плюрализм завоевал твердые позиции в Британии, Франции, Нидерландах и Польско-Литовском королевстве, но в целом было бы неправильным делить Европу данного периода просто на «протестантский Север» и «католический Юг». На севере помимо протестантов были еще ирландцы, бельгийцы и поляки. На юге католическое единообразие нарушали православные христиане и мусульмане. Деление на протестантов и католиков было важным для Центральной Европы и в особенности для


Германии, но оно не могло быть последовательной характеристикой всего континента в целом. Предпринятые Марксом и Вебером попытки соотнести такое деление с позднейшими классификациями по социальным или экономическим критериям следует считать чересчур германоцентричными. Следуя таким рассуждениям, можно было докатиться до вопроса, почему Бог даровал каменноугольные бассейны только протестантам.

Одно было ясно: бессмысленное кровопролитие во имя религии неизбежно вызывает реакцию думающих людей. Религиозные войны оставили по себе плодородную почву для всхода семян науки и здравого смысла.

Научную революцию принято относить к периоду с середины XVI в. до середины XVII в., и ее называют «важнейшим событием истории Европы со времени принятия христианства»20. Научная революция стала естественным развитием гуманизма Ренессанса, во многом способствовала ей и позиция протестантов. Сильной стороной этой революции была астрономия, а также такие науки, как математика, оптика и физика, необходимые для сбора и интерпретации данных астрономии. Однако в результате изменились взгляды на природу человека и его предназначение. Научная революция началась с наблюдений

на башне церкви капитула во Фромборге в Польской Пруссии во второй половине XVI в., а ее высшей точкой стало собрание Королевского общества в Грешем-колледже в Лондоне 28 апреля 1686 г.

Трудность с научной революцией — та же, что и со всяким иным фундаментальным изменением в человеческой мысли: ее манифесты не отражают ни господствовавших в ее время идей, ни господствовавшей практики. То, что принято называть веком Коперника, Бэкона и Галилея, на самом деле все еще было веком алхимиков, астрологов и колдунов. Но не следует теперь смеяться над теми открытиями, которые позднее оказались ошибочными: правильнее будет сказать, что алхимики не поняли природы материи. Не следует говорить, что ученые, усматривавшие в алхимии конструктивные аспекты, «были так же безумны, как и то, что они описывали», — это виговская интерпретация истории науки21.

Николай Коперник (1473-1543 гг.), учившийся в Кракове и в Падуе, установил, что центром Солнечной системы является Солнце, а не Земля. Гелиоцентрические идеи Коперника напоминали, по видимости, манеру астрологов использовать знак солнца в качестве знака единства. Но ученый доказал гелиоцентричность экспериментально и путем вычислений. Сын немецкого купца из Торна (Торуня) и верный слуга короля Польши, за которого он сражался против тевтонских рыцарей, он тридцать лет жил во Фромборке, будучи каноником (священником) провинции Вармии. Король призвал его на службу для проведения денежной реформы, и в трактате Monetae cudendae ratio (1526 г.), о том, что

«плохие деньги вытесняют хорошие», он выдвинул идеи закона Грешема за тридцать лет до самого Грешема. Впервые он выдвинул идею гелиоцентризма в 1510 г., но полностью обоснована статистическими данными она была в работе Об обращении небесных сфер (1543 г.). Работа была опубликована по инициативе коллеги-математика из лютеранского Виттенберга Г. Дж. фон Лаухена (Ретик). Коперник посвятил этот труд папе Павлу III; но когда вышедшую в свет книгу принесли автору, он был уже на смертном одре. Одним ударом новая теория опрокинула господствовавшие на то время представления о Вселенной, отбросив аристотелевскую идею о расположенной в центре, неподвиж-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: