Renatio. Становления современного государства во множестве стран Европы

становления современного государства во множестве стран Европы. Но у них не было последователей на континенте, и их следует считать трагедией исключительно местного значения.

За Северным морем скандинавские страны двигались в противоположном направлении

— уходя от объединения. В особенности Швеция давно уже тяготилась датским господством. У Швеции был собственный Riksdag, или парламент четырех сословий, с


1460-х гг. и собственный университет в Упсале с 1479 г. В 1520 г. на Рождество в Далекарлии вспыхнуло восстание против коронации нового датского короля. Кровавая бойня на городской площади Стокгольма, когда сотня сторонников восстания были казнены за измену, только подлила масла в огонь. Под предводительством юного аристократа Густава Эриксона Вазы восставшие изгнали датскую армию. В 1523 г. Кальмарская уния распалась. Швеция в правление Густава Вазы (правил 1523-1560 гг.) пошла своим путем. Дания и Норвегия при Фридрихе I (правил 1523-1533 гг.) и его преемниках в числе первых обратились к лютеранству. Возникшее в результате соперничество, не в малой степени и в связи со спорной территорией Халланд, не ослабевало в течение более столетия.

Судьба Швеции была отныне связана с Вазами, борьбой за первенство на Балтике и (позднее) с протестантизмом. В 1527 г. на заседании парламента в Вастерасе, Густав создал Эрастианскую церковь, предвосхищая деяния Генриха VIII в Англии. Он отменил католическое богослужение; однако, передавая земли Церкви своим сторонникам, он заложил социальное основание могущественной монархии. Второй его сын, Иоанн III (правил 1568-1592 гг.), женился на наследнице польских Ягеллонов, и ero внук Сигизмунд Ваза (правил 1592-1604 гг.) был избран королем Польским. Сигизмунда считали последней надеждой терявшей силу католической партии Швеции; и гражданская война, которая последовала за его восшествием на престол, побудила большинство аристократов связать национальную независимость с протестантизмом. В 1593 г. синод в Упсале признал Аугсбургское исповедание государственной религией. Сигизмунд был низложен в пользу его дяди Карла IX Зудерманландского (правил 1604— 1611 гг.), который стал родоначальником династии монархов-протестантов. Отныне в постоянных

войнах с Польшей Швеция преследует, помимо стратегических интересов на Балтике, также и династические и религиозные цели.

Молодой монарх Густав Адольф (правил 1611-1632 гг.) решил, что нападение — это лучшая форма защиты. Имея в запасе исключительные таланты, надежную политическую базу, флот, национальную армию, которая должна была в будущем превзойти даже испанцев, он постоянно совершенствовался в искусстве ведения самоокупаемых военных действий. В 1613 г. он отнял у Дании Кальмар; в 1614-1617 гг. он вмешивается в события Смутного времени в Московии, заполучив Ингрию и Карелию; в 1617-1629 гг. он нападает на Польско-Литовское государство, берет Ригу (1621 г.) и осаждает Данциг (1626-1629 гг.). Однажды он едва не попался польским гусарам, но, взимая пошлины на Висле, он получает такое количество доходов, что может делать еще большие ставки. В 1630 г., поддерживаемый французами, он вторгается в Германию. Многообещающая жизнь Густава Адольфа прервалась в битве у Лютцена (см. ниже).

Королева Христина (правила 1632-1654 гг.), выросшая в регентство канцлера Оксенстьерна, стала свидетельницей того, как Швеция достигла большого подъема после захвата Халланда (1645 г.) и заключения Вестфальского мира. Но она тайно приняла католичество, отреклась от престола и удалилась в Рим. Ее кузен Карл X (правил 1654-1660 гг.), обеспокоенный притязаниями Москвы и необходимостью содержать ничем не занятую армию, обратился к старой политике вторжений в Польско-Литовское княжество. Его преждевременная смерть стала причиной всеобъемлющего Оливского мира (1660 г.) (см. ниже).

Швеция так никогда и не добилась решающего контроля на Балтике — много обещавшего dominium maris Balticae. Но в течение полустолетия она играла непропорционально большую роль в европейских делах, была грозой Севера, военным чудом своего времени и самой действенной протестантской державой.

Польско-Литовское государство было еще одним государством, которое в XVI — начале XVII вв. переживало «золотой век». Владения последних Ягеллонов были самым большим государством


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: