double arrow
ЭЛЬ ГРЕКО

Два выдающихся критских мастера были известны современникам под именем El или II Greco, то есть грек. Одним был художник Доминико Теотокопули, осевший в Толедо. Другой, музыкант и композитор Франгиско Леондарити (ок. 1518-1572 гг.), был одно время органистом в католическом соборе в Кастро, певчим в соборе Св. Марка в Венеции и придворным музыкантом герцога Баварского. Оба были порождением критского Ренессанса.

Крит, находившийся под властью Венеции с 1221 г. до 1669 г., был местом пересечения греческой и латинской (романской) культур. Столицей Крита стал Эль Хандак, основанный и укрепленный в предыдущую оккупацию острова арабами в 827-961 гг.; под именем Кандия, или Хандакс, он стал резиденцией герцога Венеции. На городской площади Кандии были выстроены дворец герцога, собор Св. Марка с campanile и лоджия [крытая галерея], бывшая любимым местом сбора венецианско-критской знати. С 1648 г. до окончательной капитуляции 16 сентября 1669 г. этот город был нервным центром сопротивления, которое герцог Морозини в течение 21 года оказывал осадившим остров туркам.

После падения Константинополя Крит приютил многих византийских ученых на их пути в Италию. Это стало большим вкладом в греческое Возрождение, которое в свою

очередь стимулировало Возрождение на Западе. Главный вклад Крита в грекоговорящем мире, однако, заключался во влияниях, двигавшихся в обратном направлении. Значительная критская колония в Венеции с центром в церкви Сан-Джорджио сыграла выдающуюся роль в истории греческого книгопечатания и издательства. Венецианец с Крита Захария Каллерги, соперничая с альдинами [книги, изданные Мануцием Альдом Старшим] Мануция, выпустил первую книгу на греческой демотике в 1509 г. Однако в последнее столетие венецианского правления сам Крит стал местом такого творческого взрыва, который оставил след далеко за пределами острова. Здесь помимо живописи, музыки и архитектуры расцвела литература на народном греческом языке (демотике). Целая школа драматургов создала на критском диалекте корпус сочинений рифмованными куплетами, обнимавших широкий спектр религиозных, комических, трагических и пасторальных тем. Так, действие трагедии Георгия Хортаци (1545-1610 гг.) Эрофили происходит в Египте. Эротокритос Вицендзоса Корнароса (ок. 1553-1614 гг.) — роман в стиле Ариосто. Критская война Мариноса Буниалиса — эпическое произведение о событиях турецкой осады:







«О мой прекрасный Кастро, плачут ли еще о тебе / те, кто живут сейчас и спрашивают ли они о тебе? / все люди Кастро должны одеться в черное / и стенать день за днем, и оставить песни; / мужчины, женщины, дети и каждая дева / должны показывать, какую родину они потеряли».

Театрам и академиям Кандии, Кастро и Ретимно неожиданно пришел конец в 1669 г. Как и всему этому плодотворному симбиозу венецианско-критской культуры, которая лишь краткое время была «самостоятельной, новаторской силой». Но критские изгнанники увезли с собой свою литературу на континент, где она вскоре стала популярным чтением. И хотя афинские интеллектуалы ею пренебрегали, но книжные каталоги XVIII в. показывают, что эти произведения широко читались. И в самом деле, еще до произведений Дионисиоса Соломоса (1798-1857 гг.) и ионийской школы критская драма создала значительный репертуар произведений на демотике. Именно Критский Ренессанс дал толчок к становлению современной нации греков с их богатой литературой.






Сейчас читают про: