HEXEN (ВЕДЬМЫ)

B 1635 г. Д-р Бенедикт Карпцов (1595-1666 гг.), профессор из Лейпцига и брат самых знаменитых юристов Саксонии, опубликовал свой труд Practica rerum criminalium o


проведении процессов над ведьмами. Он хотя и признавал, что под пытками часто дают ложные показания, но выступал за их применение. «Он доживет до глубокой старости, с удовлетворением оглядываясь на заслуженную жизнь, за время которой он 53 раза прочитал Библию, причащался каждую неделю... и стал причиной смерти 20000 человек». Карпцов был протестантом и самым известным в Европе охотником на ведьм. В наши дни, впрочем, историки сомневаются в точности цифр.

Несколькими годами раньше Йоханн Юлий, бургомистр Бамберга во Франконии, лежал в городской темнице, осужденный на смерть за посещение шабаша ведьм. Его выдал канцлер этого княжества, который к тому времени уже был сожжен за «подозрительную снисходительность» на процессах ведьм. Но он сумел тайно передать подробный рассказ о происходящем своей дочери. «Мое драгоценнейшее дитя... это все ложь и измышления, так что помогай мне Бог... Они не прекратят пыток, пока чего-нибудь не скажешь... Если Господь не пошлет средства обнаружить истину, все наши родственники будут сожжены». Католический принц-епископ Бамберга Иохан Георг II Фукс фон Дорнхейм имел специальный Дом ведьм, где пыточная комната была украшена библейскими текстами. За десять лет своего правления (1623-1533 гг.) он, говорят, сжег 600 ведьм.

Одержимость поиском ведьм в Европе достигла тогда одного из своих периодических пиков. В Англии в 1612 г. прошел процесс над пенделевскими ведьмами из Ланкашира. В Польше отчет о процессе в Калише того же года подробно все описывает:

«Обнаженная, обритая сверху и снизу, и, чтобы избежать дьявольского вмешательства, облитая освященным маслом, подвешенная к потолку, чтобы не касаться земли, связанная по рукам и ногам, она не желала сказать ничего, кроме того, что иногда купала больных людей в травах. Когда ее вздернули на дыбу, она говорила, что, Бог свидетель, не виновна. Когда ее жгли свечами, она не говорила ничего, только то, что не виновна. Когда ее опустили, она сказала, что невиновна перед Всемогущим Господом, в Троице славимым. Когда ее снова вздернули и снова жгли свечами, она сказала: Ах! Ах! Ах! Ради Бога; она ходила с Доротой и женой мельника... С этого места признания совпадали».

В деревне крестьяне часто брали дело в свои руки. Если подозреваемая в колдовстве тонула, когда ее погружали в пруд на «позорном стуле» [укреплённый на подвижном бревне стул], то она, конечно, была не виновна. Если она не тонула, то — виновна.

Много ученых трактатов было написано о черной магии и колдовстве.

К ним относились De la démonomanie des sorciers (1580 г.) Жана Бодена, Daemonolatreia

(1595 г.) Никола Реми в Лотарингии, обширная энциклопедия Мартина дель Рио, опубли- кованная в Лувене в 1600 г., и Demonologie (1597 г.) короля Якова в Шотландии. В этих

трудах рассказывалось о механике ночных полетов на метле,' о природе и действии заговоров и проклятий, о меню ведьминых котлов, а главное, об оргиях на шабашах. Говорилось, что дьявол появляется или в виде черного мужчины с бородой, или в виде

«вонючего козла», который любит, чтобы его целовали под хвостом, или в виде жабы. Он может явиться или инкубом [злым духом в образе мужчины] ради ведьм женского пола, или суккубом [злым духом в образе женщины] ради колдунов-мужчин. Он иногда собирал преданную ему пятую колонну на многочисленные общие собрания в таких печально известных местах, как Блакула Луг в Швеции, вершина Блоксберг в Гарце или на Aquelarre в La Hendaye в Наварре.

Это помешательство на ведьмах ставит много вопросов. Историкам следует разъяснить, почему время Возрождения и Реформации оказалось в указанном отношении гораздо хуже так называемых темных веков, почему суеверие достигло предельного развития именно тогда, когда гуманизм и научная революция должны были бы действовать в обратном направлении. Часто это объясняют патологическим действием религиозного конфликта. Историки должны объяснить, почему некоторые страны, в особенности Германия и Альпы, были подвержены этому в большей мере, чем другие; и почему самые яростные охотники на ведьм, как король Яков VI (I), принадлежали к самым образованным и к самым сознательно 417 Ренессанс и Реформация, ок. 1450-1670

верующим христианам своего времени. Можно отметить важное сходство: коллективная истерия и ложные обвинения охотников на ведьм имеют много общего с такими явлениями, как преследования евреев и коммунистические чистки. [DEVIATIO] [ЖАТВА] [ПОГРОМ]

Начиная с папской буллы (1484 г.) и до своего затуха-

ния в XVIII в. эта одержимость просуществовала непрерывно в течение 300 лет и поглотила громадное количество невинных. Впервые признаки критики и протеста отмечаются среди иезуитов Баварии, где преследования были наиболее свирепыми, особенно с появлением Cautio criminalis (1631 г.) Фридриха Шпее. Последнее

в Европе сожжение ведьм произошло в Шотландии в 1722 г., в Швейцарии и Испании в 1782 г., а в оккупированной Пруссией Познани в 1793 г. Но к тому времени такие действия уже повсюду были незаконными. Последняя из Ланкаширских ведьм Мэри Наттер умерла своей смертью в 1828 г.

для удовлетворения материальных требований армий. Испанцы держали свой гарнизон в Франкентале в Палатине до 1653 г., когда император предложил им взамен Безансон. Последние шведские солдаты ушли только в 1654 г. И в то время, как делегаты в Вестфалии называли эти события Тридцатилетней войной, на самом деле минуло уже 47 лет со времени первого акта насилия в Донауворте [Дунайвароше, см. выше].

Пана Иннокентий X был вне себя. Всю жизнь враждовавший с кардиналом Мазарини, который некогда попытался наложить вето на его избрание, папа был глубоко оскорблен уступками Франции и протестантам и приказал нунцию в Мюнстере денонсировать договор. В своей короткой энциклике Zelus domus Dei (1650 г.) он называет Договор

«ничтожным, пустым, неплодотворным, несправедливым, нечестным, проклятым,


безнравственным, пустым и лишенным смысла на все времена». Папский гнев отражал также его понимание того, что надежды на воссоединение христианского мира исчезли навсегда. После Вестафальского мира те, кто больше не мог говорить о христианском мире, стали говорить о Европе.

Германия после войны лежала в запустении. Численность населения упала с 21 млн до 13 млн: погибло более трети людей. Целые города, как Магдебург, были разрушены. Были округи, где не осталось ни обитателей, ни скота, ни съестных припасов. Практически прекратилась торговля. В течение жизни целого поколения страна знала только грабежи, голод, болезни, общественные беспорядки—и все это произвело такое разрушение, что князья были вынуждены восстановить крепостное право, лишить города их вольностей и вообще остановить всякое прогрессивное движение своего времени. Сложные и многообразные передвижения

солдат — испанцев, шведов, итальянцев, хорватов, голландцев и французов — изменили национальный состав европейских народов. Германское искусство и литература потерпели такой урон, что оказались полностью под влиянием иностранных, в особенности французских, веяний.

Было сильно подорвано стратегическое положение Германии. Среднее течение Рейна находилось теперь в руках французов; устье трех великих рек Германии — Рейна, Эльбы и Одера — перешли, соответственно, к голландцам, датчанам и шведам. Интересы Империи теперь подчинялись интересам крупнейших германских государств: Австрии, Баварии, Саксонии и Бранденбург-Пруссии. Разорение сопровождалось глубоким унижением; некоторые историки считают, что именно тогда была подготовлена почва национального отчаяния, которое одно могло взрастить семена опасной германской гордости, давшей ростки в последующие века, когда Германия обратилась к политике силы. Австрия, бывшая в начале этого периода чудом своего времени, теперь была низведена до положения всего лишь одного из многих германских государств.

Однако не только Германия переживала период упадка после 1648 года. Испанию потрясали восстания в Португалии и Каталонии, причем она продолжала вести войну с Францией. Англия еще не оправилась от потрясений гражданских войн. Во Франции был разгул Фронды. Польско-Литовское княжество раздирали восстание казаков, шведский Потоп и войны с Россией. Такая концентрация катастроф заставила говорить об общем кризисе XVII века. Те, кто полагает, что существовала общеевропейская феодальная система, склонны считать, что в XVII веке Европу охватила общественно-политическая революция, вызванная потребностями нарождавшегося общеевропейского капитализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: