Буря на Континенте, ок. 1770-1815 547

ТРОФЕИ

В 1799 году британский посол в Оттоманской Порте лорд Элгин посетил Афины и приобрел там лучшие части фриза Парфенона. Парфенон использовался как арсенал, и большая его часть была разрушена взрывом. Никто не собирался восстанавливать здание. Вот почему лорд Элгин мог утверждать, что его сделка с турецкими властями была абсолютно легальна и совершена на благо народа. Однако греки отнюдь не разделяли его убеждения. Один из лидеров греческого антитурецкого сопротивления предостерегал сограждан не продавать греческие сокровища европейцам, позднее он писал: «В конце концов, мы за них сражались!»

«Мрамор Элгина» до сих пор остается одной из наиболее ценных экспозиций Британского музея. Многие считают его «национальным английским достоянием». Их можно понять. Если бы, предположим, камни Стоунхенджа были бы легально перевезены в Грецию, греки имели бы все права называть их «национальным греческим достоянием».

Многие европейские галереи и музеи основаны на трофейных коллекциях. Не важно, чьи это были трофеи: государственные или частные. Рано или поздно они попадали в музейные собрания. В XVII веке шведы вывезли многочисленные культурные ценности из Германии, Богемии и Польши. Наполеон был одним из самых активных «спонсоров» Лувра. Многие из его археологических трофеев, приобретенных в египетских походах, стали, в

свою очередь, трофеями англичан. В то время как лорд Элгин находился в Афинах, армия генерала Суворова в Италии активно занималась приобретением трофейного искусства, в чем ей помогали команды специально обученных «культурных снабженцев». Политических тяжеловесов вообще, как правило, за границей сопровождали люди с «легкой рукой».

В XX веке пальма первенства в области похищения культурных ценностей перешла к нацистам. Геринг, который считал себя настоящим ценителем, Гитлер — бывший студент- искусствовед—планировали создать крупнейшие культурные центры в родном городе фюрера Линце. Для этой цели разграблению подверглись Париж, Краков, Флоренция, Гент и Амстердам, а также множество городов поменьше. Железнодорожные составы везли трофеи в Рейх с Востока. По завершении войны в заброшенной соляной шахте Альт Аусс в Австрии были найдены тысячи бесценных произведений искусства, собранные по всей Европе.

Однако нацистский грабеж — это всего лишь первая и меньшая часть истории трофеев. Нацисты не могли ничему «научить» советские войска по части добычи трофеев. Через 50 лет сотни работ старых мастеров и других «трофеев», экспроприированных Советской армией у нацистских экспроприаторов, стали вдруг «находиться» в России. Так называемая золотая Маска Агамемнона из Микен и еще около 16000 предметов из клада Приама,

были «обнаружены» в 1991 году в Москве. Сокровища, которые нашел Шлиман в Трое, были привезены им в Берлин, откуда они и попали в Москву. Неизвестные никому, кроме КГБ и нескольких музейных работников, эти трофеи и «специальные приобретения» были спрятаны в Пушкинском музее, в Эрмитаже и в Троице-Сергиевой лавре на протяжении полувека. По большей части они были изъяты из частных коллекций, например Херцога и Хатвани в Будапеште или Франца Кенинга в Амстердаме, или из собраний Фонда Креба в Мангейме. Говорят о миллионах ценных произведений искусства. Проблема состоит в том, что так же, как и в случае с Британским музеем, практически невозможно убедить русских в том, что есть большая разница между «найти» и «оставить себе найденное».

В вопросе о трофеях союзники также оказались далеко не «выше подозрений». Берлинская коллекция Моцартины, которая во время войны была перевезена на сохранение


в Польшу, так домой и не вернулась. Она до сих пор находится в университетской библиотеке города Кракова. В 1990 году, в Техасе, в гараже, принадлежавшем отставному американскому лейтенанту, были найдены бесценные культурные ценности из Кедлинбургской сокровищницы. В частности, Библия IX века с цветными рисунками.

Стоит ли говорить о том, что понятие культурная ценность, определенное Гаагской конвенцией в 1954 году, — это слишком позднее дополнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: