double arrow

Европа разделенная и нераздельная, 1945-1991 835

ширение членства в ЕЭС предусматривало несколько категорий кандидатов. К 1991 г. Сообщество предлагало принять в Общий рынок остальные страны Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) (хотя и без полного членства), дать статус ассоциированных членов трем пост-коммунистическим государствам и завершить принятие Австрии, Швеции, Финляндии и Норвегии в течение трех лет. Заявки на полное или ассоциированное членство рассматривались от некоторых неевропейских стран, таких, как Турция и Израиль. Благодаря хорошей репутации Двенадцать вот-вот должны были стать Двадцатью или даже Тридцатью.

Одна из причин, по которой государства-члены приветствовали инициативу Комиссии, заключалась в том, как они понимали принцип субсидиарности. Этот принцип, заимствованный из католического канонического права, заключался в том, что центральные органы Сообщества занимались только самыми важными сферами политики, а все остальное оставляли «субсидиарным (вспомогательным) уровням управления». Национальные правительства с радостью настаивали на том, что все остальное следует предоставить их компетенции. Но субсидиарность, если этот принцип расширять, могла также быть использована для связи Брюсселя прямо с региональными и местными властями в обход властей национального уровня. Срочно требовалось определиться с этими понятиями.

Самые неумолимые сторонники политического объединения не делали секрета из своей нелюбви к национальным государствам. Помимо всех его исторических грехов национальное государство теперь обвиняли в том, что оно «слишком мало, чтобы справиться с большими проблемами, и слишком велико, чтобы справиться с маленькими». Были, конечно, причины опасаться, что ЕЭС, как ООН, превратится в клуб правительств. Не был лишен логики и аргумент, что европейская демократия не сможет развиваться, если собственный парламент Сообщества не будет повышен в статусе относительно парламентов отдельных государств-членов.

В этом контексте начались дебаты о регионах Европы. Всякое укрепление центральных органов ЕЭС автоматически усиливало центробежные тенденции внутри стран-участниц. За повышением

статуса Брюсселя должно было последовать соответствующее повышение статуса Эдинбурга, Милана, Барселоны, Антверпена. Региональные интересы проявлялись в равной степени как в границах отдельных государств, так и в отношениях между ними. Внутри децентрализованной ФРГ правительства земель, например, пользовались большой автономией. Также и Франция, некогда бывшая бастионом централизма, теперь значительно расширила компетенцию 22 регионов. (В Великобритании же, где региональной децентрализации дали отпор и местные правительства были ослаблены, развитие шло, главным образом, в противоположном направлении.) Новое понятие еврорегионов должно было заполнить пропасть между Сообществом и его восточными соседями. Италия поставила вопрос о создании Пятиугольника из пяти государств побережья Адриатики; Германия, Польша и Скандинавские страны обсуждали возможность создания регионов кооперации по обе стороны Балтики.

Политическая неопределенность усиливала центробежное давление среди стран-членов. В Испании давнее недовольство каталонцев и басков было взято иод контроль, но не разрешено. В Италии возродилась Ломбардская лига, ставившая своей целью освобождение Севера Италии от бремени Mezzogiorno (Юга). В Великобритании второе дыхание обрел шотландский национализм, а независимость Шотландии скорее могла быть обретена внутри Европейского сообщества, чем вне его.

На деле же за все еще надо было бороться. Сообщество еще не решило даже вопроса, следует ли ему расширяться географически прежде, чем оно «углубится» конституционально. Делор предпочитал «сначала углубиться, а потом расширяться». Его критики считали такие установки уловкой для того, чтобы сохранить Сообщество маленьким, западным и контролируемым Комиссией. И все-таки ко времени, когда лидеры Двенадцати должны были собраться в Маастрихте в Лимбурге в декабре 1991 г., события развивались все быстрее. На этой встрече Комиссия готовилась представить объемный договор о создании Европейского Союза с поправками и уточнениями относительно расширения постановлений Римских договоров. 61 351 слов этого проекта должны были обозначить «новый этап в процессе интеграции Европы». Намечались пути к экономическому и валютному союзу,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: