Когнитивная психология

НАЙСЕР УЛЬРИХ

Найссер Ульрих (род. в 1928 г.) — американс­кий психолог, один из основа­телей нового научного направ­ления — когнитивной психо­логии.

В 1933 г. вместе с семьей эмигрировал в США. Учился в элементарной школе в Сварт-море в Пенсильвании, в сред­ней школе в Нью-Йорке. По­лучил степень бакалавра в Гарвардском университете (1950), магистра — в Сварт-морском колледже (1952), док­тора — в Гарвардском универ­ситете (1956) — все по психо­логии. Преподавал в универ­ситете Брендиса (1957—1963), в Пенсильванском (1964— 1967) и в Корнелльском (1967— 1983).университетах. Был сти­пендиатом Центра высших ис­следований в области бихевио-риальных наук в Стэнфорде (1973—1974), стипендиатом фонда Слоана в Пенсильванс­ком университете (1980—1981). В настоящее время — профес­сор психологии университета Эмори в Атланте, где возглав­ляет Центр когнитивной психологии. Автор около 70 статей по психологии восприятия, внимания, памяти, интеллекта и связанных с ними проблем.

В теоретико-экспериментальных исследованиях Найссера познание человеком окружаю­щего мира (в его различных формах — восприятия, вооб­ражения, памяти, мышления) рассматривается как активный процесс, необходимым компо­нентом которого являются психологические средства, фор­мирующиеся в процессе обу­чения в самом широком смыс­ле этого слова, включая обуче­ние самой жизнью. Важней­шее когнитивное средство Най­ссер, вслед за Бартлеттом, на­зывает схемой. Схема — это внутренняя структура, которая складывается по мере накопле­ния опыта. Схема позволяет принимать информацию, на­правляет движение и исследо­вательскую активность. Сама схема модифицируется в про­цессе опыта. Найссер приводит в связь со своей концепцией идеи многих авторов: Ж. Пиа­же, Дж. Миллера, Ю. Галан-тера и К. Прибрама, М. Мин­ского, Н. Линдсея и др. Ин­терпретация познания как ак­тивного процесса близка со­ветской психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: