Психоаналитическое лечение детей

Анна Фрейд, 1951

В Психоаналитическом лечении детей А. Фрейд указывает на невозможность применения к ребенку, существу незавершенному, только еще формирующемуся, тех же методов и приемов лечения, годных в отношении взрослого человека. Отсюда — необходимость лечения детей по специально приспособленной для них методике.

Автор говорит о важной роли подготовительного этапа лечения, входе которого практикующий врач обязан создать условия для глу­бокого анализа детской психики, а также помочь ребенку осознать болезнь, завоевать его доверие и убедить пройти курс лечения.

В своей работе с детьми аналитик уделяет большое внимание сновидениям и фантазиям пациентов, а также и их рисункам — все это позволяет выявить содержание подсознания ребенка. Камнем преткновения при анализе психики ребенка может явиться его не­способность к ассоциативному мышлению, тогда как метод ассо­циаций является золотым правилом психоаналитических техник.

Положительный трансфер (перенос чувств больного с какого-либо объекта на психоаналитика) является залогом успешного лечения, ментального здоровья пациента, а также выполняет педагогиче­скую функцию в формировании моральных ценностей ребенка, ока­зывая благоприятное воздействие на его «сверх-Я».

И, наконец, лечение становится абсолютно необходимым, как только невроз начинает препятствовать нормальному развитию «Я», личности ребенка.

АННА ФРЕЙД И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ

• Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, родилась в Вене 3 де­кабря 1895 года. Из шестерых детей она была младшей и един­ственной, кто занялся психоанализом. Храня и лелея учение отца подобно бдительной няньке, она отказалась от места воспитательницы в детском саду и со всем присущим ей добросердечием посвятила себя обездоленным малышам. Пой­дя по стопам отца, Анна тоже стала психоаналитиком и, как «верная Антигона» — так ее называл Фрейд,— развернула бурную деятельность в защиту психоанализа, дела всей ее жизни. Она стала членом Венского Общества психоанализа (1922), его координационного комитета (1925—1926), а также Международной Психоаналитической Ассоциации — МПА (1922-1923).

В 1938 году нацисты арестовали Анну Фрейд, но выпусти­ли ее на свободу после того, как Мария Бонапарт уплатила выкуп, назначенный Гитлером. Анна уехала в Лондон, где уха­живала за смертельно больным отцом,— у него был рак челю­сти. Вместе с подругой Дороти Берлингем она открыла Центр психоаналитических исследований при Хэмпстедской педи­атрической клинике, где применила принципиально новый метод лечения, работая в тесном сотрудничестве с родителя­ми больных малышей и вовлекая их таким образом в лечеб­ный процесс.

Анна внесла немалый вклад в распространение идей Фрей­да — она впервые опубликовала неизданные работы отца и выпустила в свет собственную книгу Введение в психоанализ для воспитателей, которая сделала его учение общедоступным, в том числе для родителей и педагогов. В этой работе, написан­ной простым языком, свободным от специфического жарго­на, она излагает текст своих выступлений перед воспитателя­ми яслей и детских садов на четырех конференциях, органи­зованных по просьбе венской городской администрации. В ее выступлениях особо подчеркивается роль еgо, «Я», в развитии личности.

Анна Фрейд скончалась 9 октября 1982 года в Лондоне, в собственном доме.

o Книга Психоаналитическое лечение детей состоит из трех частей. Первая из них включает в себя выступления Анны Фрейд на четырех конференциях в Венском психоаналитиче­ском институте в 1926 году и называется Введение в методику детского психоанализа; во второй воспроизведен доклад, про­читанный автором в 1927 году, на X Международном конгрес­се по психоанализу в Инсбруке; третья представляет собой статью Анны Фрейд, напечатанную в 1946 году в одном из нью-йоркских изданий: Тпе РзусНоапа1уНс 51ис1у о/(Ие СЫШ (Психо­аналитическое исследование ребенка). Выступления и доклад перевела с немецкого Элизабет Роша, а статья, в оригинале написанная по-английски, появилась на французском языке в переводе Анны Берман; все переводы были сделаны для из­дательства «Пресс Университэр де Франс» (1951).

ПО СТРАНИЦАМ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

• Работа Анны Фрейд посвящена лечению детских неврозов с помощью психоанализа. Этот метод, предназначенный в первую очередь для взрослых, требует в данном случае ряда видоизменений, которые психоаналитик обязан учитывать, чтобы оказать как можно большую помощь своему юному па­циенту. Ведь к детскому подсознанию нельзя подходить с теми же мерками, что и ко взрослому. Книга Анны Фрейд посвя­щена трем основным темам: необходимости лечения детей по специально приспособленной для них методике, влиянию психоанализа на ребенка и выявлению тех случаев, когда ле­чение становится необходимым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow