• Психоанализ взрослого проводится на основе исследования его собственных рассказов о своем прошлом. Ребенок, уже по определению, либо вообще не имеет прошлого, либо оно невелико. Иная ситуация требует иных методов — об этом говорилось во втором выступлении.
Обращение к памяти малыша дает значительно меньшие результаты, чем при работе с взрослым. И все же для восстановления истории болезни ребенка Анна Фрейд, насколько это, возможно, использует его воспоминания. Но одно из главных отличий от лечения взрослого больного состоит в том, что психоаналитику приходится поддерживать постоянный контакт с семьей малыша. Ведь ребенок мало, что может рассказать о своих проблемах. Он весь поглощен настоящим и не способен добраться до истоков собственной болезни.
Поэтому аналитик должен почаще обращаться к сновидениям ребенка, толкование которых значительно проще, чем у взрослых: там можно обнаружить
«все деформации в реализации желаний, которые соответствуют невротической организации маленького пациента».
Кроме того, ребенок очень хорошо понимает правила истолкования сновидений, он
«забавляется этим исследованием отдельных элементов сна, похожим на игру в кубики., и очень гордится, когда у него что-то получается...».
Много дает психоаналитику и изучение фантазий ребенка — все равно, возникают они в качестве прямой реакции на какое-то событие или продолжаются день за днем, подобно газетным «сопйпиео" Шлез» (историям с продолжением):
«Из таких рассказов с продолжением врач лучше понимает внутреннее состояние ребенка».
И наконец, рисунок: он позволяет выявить глубоко скрытые внутренние тревоги ребенка, его желания, его внутренний мир, то, каким он хотел бы стать. В нем также символически отражаются чувства малыша по отношению к окружающим. Но камнем преткновения при анализе психики ребенка может явиться его отказ выстраивать ассоциации. Поэтому свободная ассоциация идей — главный метод психоанализа — лишь изредка может быть применена к ребенку, для которого действие важнее слова.
ВЛИЯНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА НА РЕБЕНКА
• Анна Фрейд начинает говорить о результатах психоанализа в третьем выступлении, касаясь проблемы трансфера (перенесения чувств больного с какого-либо объекта на психоаналитика.— Прим, пер.), и продолжает исследовать этот вопрос как в четвертом выступлении, так и во второй части своей работы.