Использовать соответствующие специальные приемы

• Психоанализ взрослого проводится на основе исследования его собственных рассказов о своем прошлом. Ребенок, уже по определению, либо вообще не имеет прошлого, либо оно не­велико. Иная ситуация требует иных методов — об этом гово­рилось во втором выступлении.

Обращение к памяти малыша дает значительно меньшие результаты, чем при работе с взрослым. И все же для восста­новления истории болезни ребенка Анна Фрейд, насколько это, возможно, использует его воспоминания. Но одно из главных отличий от лечения взрослого больного состоит в том, что психоаналитику приходится поддерживать постоянный кон­такт с семьей малыша. Ведь ребенок мало, что может расска­зать о своих проблемах. Он весь поглощен настоящим и не способен добраться до истоков собственной болезни.

Поэтому аналитик должен почаще обращаться к сновиде­ниям ребенка, толкование которых значительно проще, чем у взрослых: там можно обнаружить

«все деформации в реализации желаний, которые соответ­ствуют невротической организации маленького пациента».

Кроме того, ребенок очень хорошо понимает правила ис­толкования сновидений, он

«забавляется этим исследованием отдельных элементов сна, похожим на игру в кубики., и очень гордится, когда у него что-то получается...».

Много дает психоаналитику и изучение фантазий ребен­ка — все равно, возникают они в качестве прямой реакции на какое-то событие или продолжаются день за днем, подобно газетным «сопйпиео" Шлез» (историям с продолжением):

«Из таких рассказов с продолжением врач лучше понимает внутреннее состояние ребенка».

И наконец, рисунок: он позволяет выявить глубоко скры­тые внутренние тревоги ребенка, его желания, его внутренний мир, то, каким он хотел бы стать. В нем также символически отражаются чувства малыша по отношению к окружающим. Но камнем преткновения при анализе психики ребенка может явиться его отказ выстраивать ассоциации. Поэтому свободная ассоциация идей — главный метод психоанализа — лишь изредка может быть применена к ребенку, для которого действие важнее слова.

ВЛИЯНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА НА РЕБЕНКА

• Анна Фрейд начинает говорить о результатах психоана­лиза в третьем выступлении, касаясь проблемы трансфера (перенесения чувств больного с какого-либо объекта на пси­хоаналитика.— Прим, пер.), и продолжает исследовать этот вопрос как в четвертом выступлении, так и во второй части своей работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: