Своеобразие теории Анны Фрейд состоит в ее концепции еgо, «Я» ребенка. Для нее это «открытая система», находящаяся в развитии, на которую можно оказать воздействие. Но для того, чтобы понять это «Я», то есть личность ребенка, психоаналитик не должен довольствоваться ролью внимательного наблюдателя за играми юного пациента. В этом Анна Фрейд решительно не согласна с Мелани Клейн, считавшей, что I игровой активности ребенка проявляются конфликты в его бессознательном. По мнению дочери Фрейда, в игре,— как впрочем, и в рисунке,— никак не отражаются образы бессознательного. Она отвергает необходимость систематизации символов, способной дать ключ скорее к сновидениям, чем к реальности.
Основываясь на опыте своей профессиональной деятельности, в которой воспитание невозможно было отделить от психоанализа, Анна Фрейд создала собственную теорию. Этой же причиной, несомненно, объясняется и оригинальность концепции дочери венского психолога. Таким образом, соединяя вместе психоанализ и педагогику, Анна Фрейд как бы сплела для ребенка гармоничную сеть со взаимодополняющими ячейками, позволяющую вылечить невроз,— да и просто помочь нормальному развитию его личности.
|
|
Впрочем, Анна Фрейд считала, особенно в начале своей профессиональной деятельности, что прежде чем приступать к психоанализу ребенка, следует заручиться поддержкой его родителей,— ведь они представляют собой одно из звеньев цепочки: ребенок, психоаналитик, воспитатели.
В теории Анны Фрейд понятия развитие и адаптация были главными, поскольку она воспринимала ребенка в его эволюции, в его развитии, иначе говоря, в его психической деятельности и в семейном окружении. И наконец, она рассматривала невроз под углом зрения второй топической концепции Фрейда, где «Оно» (зона неосознанных устремлений) противопоставляется «Я» (личности) и «сверх-Я» (источнику моральных установок). Но интересовал ее, в первую очередь, тот момент, когда неосознанные представления преобразуются в конфликт. Теория Анны Фрейд основана на непосредственных наблюдениях и опыте работы психоаналитиком у взрослых, что позволяет ей сравнивать и выделять специфические особенности детской психики. Ее аналитическая концепция выражена в книге, написанной в легком и простом, но насыщенном стиле, где каждый термин имеет важное значение.