Роль трансфера

• Поскольку развитие ребенка еще не закончено, в его языке имеются пробелы. Поэтому в процессе игры он выясняет для себя многое из того, что не может понять в словесном выра­жении. С этим положением, впервые выдвинутым Мелани Клейн (1882—1960), согласна и Анна Фрейд, которая, впро­чем, рассматривает его под другим углом зрения. Дело в том, что дочь мэтра психоанализа не считает, что игра близка к сво­бодной ассоциации; по ее мнению, игровая деятельность исходит не только из бессознательного. Кроме того, если взрослый осознает, что подвергается психоанализу, то ребенок этого не понимает. Однако

«поскольку побуждения играющего ребенка определяются дру­гими представлениями о цели, чем у взрослого, мы, вероятно, не имеем никакого права использовать их одинаковым обра­зом».

В то же время, если действия психоаналитика действитель­но оказывают значительное влияние на малыша, встает вопрос, на самом ли деле ребенок находится в такой же ситуа­ции трансфера, что и взрослый, то есть может ли он как бы символически снова пережить вместе с аналитиком те собы­тия, которые привели его к нынешнему состоянию.

Без сомнения, это невозможно — ведь ребенок в очень большой степени зависит от собственных родителей. И все же Анна Фрейд уточняет, что если эмоциональная связь, объединяющая ребенка и психотерапевта, имеет положитель­ный заряд, то

«ребенок пойдет даже дальше, чем взрослый, в общении с че­ловеком, которого любит; он вообще способен творить добро лишь из любви к кому-либо».

С другой стороны, негативный трансфер проанализировать трудно; это можно сделать, лишь прикрываясь трансфером положительного. Но, в отличие от взрослого, у ребенка от трансфера не развивается невроз — иначе говоря, он не пре­вращает то расстройство, которое привело его на консульта­цию, в

«болезнь, порожденную лечением, возродившим тот конф­ликт, что лежал у истоков его проблем».

Таким образом, у ребенка продолжают проявляться нор­мальные реакции, и не только во время психоанализа, как у взрослого, но и

«там, где они проявлялись до сих пор, то есть в семье».

И тогда психоаналитик должен обратиться к окружению ребенка, наладить связи с его семьей, а значит, и взять на себя часть работы воспитателей, а в случае необходимости — обратиться в соответствующие заведения, которые способны продолжить эту работу. Удаление ребенка из родительского дома представляется наиболее практичным решением, с точ­ки зрения психотерапевта. Но при этом возникает риск, что у маленького пациента по возвращении домой возникнут сложности с внутрисемейной адаптацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: