Особенности принятия христианства

В Х в. христианство стало господствующей религией в Европе. На Руси о христианстве также было известно задолго до религиозных реформ Владимира Великого: сохранились полулегендарные сведения о крещении Руси апостолом Андреем Первозванным, христиа­нами были Аскольд и Дир. Достоверным является факт крещения княгини Ольги в 958 г. Но завершением процесса христианизации явилось введение этой религии как государствен­ной в 988-990 гг.

Вначале князь Владимир предпринял попытку модернизации язычества, попытку приспосо­бить его к потребностям централизованного государства. Языческие боги во главе с Перу­ном должны были вызывать у людей не только почтение и уважение, но и страх, символизировать волю правителя, обязательность его приказов, неотвратимость наказания. Для этого на Старокиевской горе был создан пантеон, в кото­ром, судя по миниатюрам Радзивилловской летописи, боги имели действительно торжест­венный и грозный вид. Более того, по преданию, Владимир возродил забытый и, очевидно, не весьма популярный обычай человеческих жертвоприношений, чтобы придать новому культу трагически пышный характер: "И приносил им жертвы, называя их богами,- гово­рится в "Повести временных лет", - и осквернилась кровью земля Русская и холм тот". Та­кие же мероприятия проводились в Новгороде.

Однако проведенная реформа язычества не достигла своих целей. Крепнущий класс феодалов во главе с князьями нуждался в новой религии. Наиболее полно интересам верховной власти отвечало христианство по византийскому образцу. В Византии - в отличие от западноевропейских стран - церковь и ее служители были подвластны императору и всяче­ски содействовали упрочению центральной власти. Определенную роль играло и то, что допускалось богослужение на национальных, понятных народу языках.

Решившись принять христианство, Владимир стал действовать стремительно и круто. Его не устраивала существовавшая в то время обычная практика принятия христианства, при которой новообращенный монарх становился «сыном» императора, т.е. вассалом. Вос­пользовавшись просьбой императора Василия II помочь подавить восстание в одной из ви­зантийских провинций, князь поставил ему несколько условий: признать Русь христианской державой, заключить союз и отдать ему в жены сестру Анну. Император принял условия, но выполнять их не спешил, хотя Владимир свои обязательства выполнил. Тогда киевский князь вторгся во владения Византии в Крыму, взял город Херсонес (Корсунь) и оттуда про­диктовал императору прежние требования. Гордый константинопольский монарх согла­сился стать шурином русского «варвара», властителя гарема из тысячи жен и наложниц. Киевский князь вернул Херсонес Василию II как выкуп за его сестру. Ясно, что при таких обстоятельствах ни о каком вассалитете не могло быть и речи.

Владимир крестился сам, крестил своих бояр и под страхом наказания заставил креститься всех киевлян и всех русских. Знать и зажиточные слои населения принимали новую рели­гию сравнительно легко и даже охотно, как пользующуюся покровительством центральной власти. Наиболее приверженными к старой языческой вере были низы общества Новая ре­лигия внедрялась насильственным путем и в Киеве, и в других городах. "Путята крестил мечом, а Добрыня огнем," - так говорили в то время о воеводах князя Владимира, крестив­ших Новгород. Чтобы заменить местные верования и обряды единым христианским культом, церковным проповедникам и иерархам пришлось длительное время приспосабливать свои службы к языческим богам, праздникам и обрядам. Так, Перун стал отождествляться с Ильей-проро­ком, Ярила – со святым Юрием (Георгием), зимние празднества оказались приурочены к Рождеству и Крещению Христову,,, В то же время церкви так и не удалось поколебать веру народа в «низших духов». Процесс христианизации на Руси растянулся на века.

Главными носителями идей христианства становятся церкви и монастыри. Все духовенство соответственно делилось на "белое" и "черное". При церквях проживали многочисленные служители: кроме священника были т.н. "церковные люди" - игумен, диакон ("белое духо­венство"), а также просфорницы, паломники, лекари, задушные люди (невольники, пода­ренные церкви); сюда же принимали инвалидов. Поскольку православное христианство не предполагало обета безбрачия для "белого" духовенства, все церковные люди могли иметь семьи, члены которых тоже проживали при церквях. Они не подлежали светскому суду, их судил епископ. Духовные звания часто переходили из поколения в поколение.

Большая роль в распространении христианства принадлежала монастырям, главным из ко­торых был Киево-Печерский (1051 г.). Монашество, или "черное" духовенство, наиболее полно и наглядно воплощало идеи отречения от мирской суеты, искупления грехов, служе­ния Богу. Монахи, в отличие от церковных людей, жили прежде всего за счет собственного труда, а не за счет подаяния от прихожан, давали обет безбрачия. Жизнь первых киевских монахов - Антония, Феодосия Печерского и др. - была исключительно трудной, наполненной тяжелым физическим трудом, самоограничением, молитвами. Позднее появ­ляются настоящие подвижники монашества - монахи-затворники, свершавшие аскетические подвиги: Дамиан, Иван-Затворник, князь Святоша и др. Систематические посты становятся нормой не только для монахов, но и для всех верующих. Есть жирную пищу, например, в Великий пост стало считаться греховным. В XIII в. в Киевской Руси было около 50 монастырей, из них 17 - в самом Киеве. Высшие посты в церковной иерархии занимает только "черное" духовенство.

Постепенно христианство приникало во все сферы жизни человека. Уже во времена княже­ния Ярослава Мудрого митрополит Илларион трактовал божественную благодать как об­щественную норму, закон. В обществе распространяются идеалы любви к ближнему, сми­рения и всепрощения, которые ориентировали человека на повиновение. Первыми русскими святыми стали Борис и Глеб, принявшие мученическую смерть от Святополка Окаянного.

Принятие христианства имело для Руси, при всей противоречивости последствий его для страны и народа, огромное положительное значение. Укреплялся новый феодальный строй. В области идеологии множество местных культов заменялось культом единого Бога. Централизованная организация священнослужителей – церковь, – подчиненная власти ве­ликого князя, служила упрочению его положения неограниченного монарха. Единство рели­гии с другими европейскими странами делало Древнерусское государство частью мирового христианского общества. Несмотря на политические противоречия, христианство сблизило Русь с Византией – наиболее развитым феодальным государством с передовой культурой. Принятие христианства сказалось на всей духовной жизни общества, привело к значитель­ному ее обогащению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: