double arrow

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

2) единства системы требований к бухгалтерскому учету;

3) упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;

4) применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

5) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

6) недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представлено 4-х уровневой системой:

1-ый уровень: федеральные законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение БУ.

2-ой уровень: национальные (российские) стандарты (положения) по Бухгалтерскому учету и отчетности (например: ПБУ – 1/2008 «Учетная политика организации», ПБУ – 19/2002 «Учет финансовых вложений» и т.д..

3-ий уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств.

4-ый уровень: рабочие документы по БУ самой организации.

Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». К первому уровню также относятся «Положение по ведению БУ и отчетности в РФ», Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс, План Министерства финансов РФ на 2012 - 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности.

Стандарты (положения) по БУ создаются с целью конкретизировать закон о БУ, отразить порядок учета и оценки определенных объектов БУ. На втором уровне системы нормативных документов регулирующим органом является Минфин РФ.

Стандарты устанавливают:

1) определения объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к учету и списания;

2) способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

3) порядок пересчета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в рубли для целей бухгалтерского учета;

4) требования к учетной политике;

5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения,

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности,

7) условия, при которых отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации или ликвидации юридического лица;

9) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и финансовую отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты (3 уровень), а рабочие документы самой организации (4 уровень) определяют особенности организации и ведения учета в ней, например, документ (приказ) об учетной политике, графики документооборота, рабочий План счетов БУ и др.

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации.

Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: