Специалистами разработано немало рекомендаций по решению конфликта. Необходимо рассмотреть действия самих участников в конфликте, а так же действия и роль посредников, которыми могут быть руководители.
Анализ поведения людей в конфликте.
Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит, как минимум от 4 факторов:
1. Адекватное восприятие конфликта оппонентами.
Это достаточно точное, не искаженное личными пристрастиями, оценка как собственных действий, намерений, позиций, так и оценка поступков намерений и позиций оппонентов.
Адекватно воспринять конфликт бывает достаточно сложно, т.к. срабатывает негативная психологическая установка восприятия другой стороны.
По мнению Е. Мелибруды: «Это может привести к самоподтверждающему допущению. Допуская, что ваш партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам и наше предварительное допущение, хотя оно и было неправильным, немедленно подтверждается.»
Т.е. негативная установка в отношении оппонента вызывает враждебную реакцию с его стороны. Из этого следует, что быть максимально неторопливым в оценке людей, особенно если речь идет о конфликте с ним.
2. Открытость и эффективность общения противодействующих сторон.
Нередко открытое выражение взглядов и чувств позволяет прекратить всяческие слухи по поводу данного конфликта, и заложить основу для построения в дальнейшем доверительных отношений между оппонентами.
Необходимо помнить, что каким бы острым не было столкновение необходимо сдерживать свои эмоции и исключать появления хамства.
3. Создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
Специалисты по конфликтологии рекомендуют сообщить оппоненту в процессе общения следующее:
· Что я хотел бы сделать, чтобы решить конфликт;
· Каких реакций я жду со стороны оппонента;
· Что я собираюсь предпринять если партнер поведет себя не так как я ожидаю;
· На какие последствия я надеюсь, если будет достигнуто согласие.
4. определение существа конфликта.
Для этого необходимо согласовать свои представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения.
Специалисты по конфликтологии предлагают следующий алгоритм действий в конфликтной ситуации:
1 шаг. Определение основной проблемы, приводимой к конфликту.
Здесь необходимо осознать своеобразие видения проблемы как собственного, так и оппонента, попытаться найти сходства и различия.
2 шаг. Определение вторичных причин конфликта.
Они обычно служат поводом для возникновения конфликта.
3 шаг. Поиск возможных путей разрешения конфликта.
Для этого необходимо проанализировать, что может сделать каждый из оппонентов для разрешения конфликта. Каковы их общие цели, воимя которых необходимо найти выход из конфликта.
4 шаг. Совместное решение о выходе из конфликта.
Для этого необходимо открытое общение и обсуждение проблемы, и выбор способа разрешения конфликта устраивающего соперников.
5 шаг. Реализация намеченного совместного способа разрешения конфликта.
На этом этапе возможны необдуманные действия или высказывания в отношении друг друга, которые могут привести к эскалации конфликта.
6 шаг. Оценка эффективности усилий предпринятых для разрешения конфликта.
В процессе реализации решения необходимо взаимное доверие и сотрудничество, и возможные корректировки действий по разрешению конфликта.
Только последовательность, открытость в действиях оппонента могут привести к конструктивному разрешению конфликта.