Разрешение конфликта

Специалистами разработано немало рекомендаций по решению конфликта. Необходимо рассмотреть действия самих участников в конфликте, а так же действия и роль посредников, которыми могут быть руководители.

Анализ поведения людей в конфликте.

Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит, как минимум от 4 факторов:

1. Адекватное восприятие конфликта оппонентами.

Это достаточно точное, не искаженное личными пристрастиями, оценка как собственных действий, намерений, позиций, так и оценка поступков намерений и позиций оппонентов.

Адекватно воспринять конфликт бывает достаточно сложно, т.к. срабатывает негативная психологическая установка восприятия другой стороны.

По мнению Е. Мелибруды: «Это может привести к самоподтверждающему допущению. Допуская, что ваш партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам и наше предварительное допущение, хотя оно и было неправильным, немедленно подтверждается.»

Т.е. негативная установка в отношении оппонента вызывает враждебную реакцию с его стороны. Из этого следует, что быть максимально неторопливым в оценке людей, особенно если речь идет о конфликте с ним.

2. Открытость и эффективность общения противодействующих сторон.

Нередко открытое выражение взглядов и чувств позволяет прекратить всяческие слухи по поводу данного конфликта, и заложить основу для построения в дальнейшем доверительных отношений между оппонентами.

Необходимо помнить, что каким бы острым не было столкновение необходимо сдерживать свои эмоции и исключать появления хамства.

3. Создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Специалисты по конфликтологии рекомендуют сообщить оппоненту в процессе общения следующее:

· Что я хотел бы сделать, чтобы решить конфликт;

· Каких реакций я жду со стороны оппонента;

· Что я собираюсь предпринять если партнер поведет себя не так как я ожидаю;

· На какие последствия я надеюсь, если будет достигнуто согласие.

4. определение существа конфликта.

Для этого необходимо согласовать свои представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения.

Специалисты по конфликтологии предлагают следующий алгоритм действий в конфликтной ситуации:

1 шаг. Определение основной проблемы, приводимой к конфликту.

Здесь необходимо осознать своеобразие видения проблемы как собственного, так и оппонента, попытаться найти сходства и различия.

2 шаг. Определение вторичных причин конфликта.

Они обычно служат поводом для возникновения конфликта.

3 шаг. Поиск возможных путей разрешения конфликта.

Для этого необходимо проанализировать, что может сделать каждый из оппонентов для разрешения конфликта. Каковы их общие цели, воимя которых необходимо найти выход из конфликта.

4 шаг. Совместное решение о выходе из конфликта.

Для этого необходимо открытое общение и обсуждение проблемы, и выбор способа разрешения конфликта устраивающего соперников.

5 шаг. Реализация намеченного совместного способа разрешения конфликта.

На этом этапе возможны необдуманные действия или высказывания в отношении друг друга, которые могут привести к эскалации конфликта.

6 шаг. Оценка эффективности усилий предпринятых для разрешения конфликта.

В процессе реализации решения необходимо взаимное доверие и сотрудничество, и возможные корректировки действий по разрешению конфликта.

Только последовательность, открытость в действиях оппонента могут привести к конструктивному разрешению конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: