Раздел № 6. Власть и лидерство в менеджменте

Тема 6.1. Руково­дство: власть и лидерство

1. Роль человека в организации.

2. Человек и организационное окружение.

3. Понятия группа и коллектив.

4. Влияние трудового коллектива на поведение людей.

5. Этапы и условия развития трудового коллектива.

1.

Основой любой организации являются люди. В эпоху индустриализации считалось, что машины или техника постепенно вытесняет человека из производства. Но роль и значение человека в настоящее время не только не упали, но и возросли. При этом человек стал не только самым ценным ресурсом организации, но и самым дорогостоящим.

Хорошая организация стремиться, максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создать условия для их развития. Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия. От этих факторов зависит удовлетворенность человека взаимодействием с организацией, его отношение к работе и его вклад в деятельность организации.

2.

Человек в процессе трудовой деятельности постоянно взаимодействует с организационным окружением.

Организационное окружение – это та часть организации, с которой человек сталкивается во время работы в ней. Сюда включают: рабочее место, производственный профиль предприятия, положение предприятия в отрасли, на рынке, правила поведения, внутренний распорядок, условия работы и т.д.

Зачастую процесс взаимодействия человека и организации является болезненным для обеих сторон, т.к. входя в новую организацию человек, сталкивается с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением.

Для того чтобы совместить ожидания человека и организацию по отношению друг к другу, и тем самым устранить или минимизировать проблемы, важно четко представлять то на какое место в организации претендует человек, какие роли он может и готов выполнять, и какую роль предполагает дать ему организация.

Бесспорным фактором является то, что все люди различны, каждый сотрудник имеет свои личные цели, притязания, ожидания. Это разнообразие порождает трудности в управлении организацией.

Важным для эффективного управления и установления хороших отношений в организации являются следующие факторы:

1) Удовлетворенность работой

2) Увлеченность работой

3) Приверженность организации

3.

В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированы, т.е. задача менеджеров заключается в создании и сохранении баланса интересов с той и другой стороны. Частично решить эту проблему удается за счет формирования трудового коллектива.

Трудовой коллектив – это группа людей с максимальной степенью сплоченности.

Признаки коллектива:

1. Общая цель (необходимо различать общие и одинаковые для всех целей)

2. Психология признания членами коллектива друг друга и отождествление себя с группой и коллективом (в основе этого находятся общие интересы, проблемы, идеалы; об этом можно судить по высказываниям сотрудников). Такое признание позволяет людям эффективно взаимодействовать друг с другом, т.е. преодолеть ограниченные возможности и способности отдельных людей.

3. Наличие определенной культуры, выраженных в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения.

Таким образом, объединение людей в группы, коллективы позволяет им удовлетворить собственные потребности (в общении, признании, успехе, безопасности и т.д.). Поэтому люди во все времена стремятся быть в составе групп, коллективов.

Виды коллективов:

  • По составу: однородные – чем однороднее коллектив, тем быстрее у людей выработается чувство общности, но возрастает внутренняя конкуренция, конфликтность. Считается что однородный коллектив лучше справляется с простыми задачами, где необходимо единство взглядов.

Разнородные – добиваются успеха там, где необходимо решать творчески.

  • По правовому положению: официальные – которые действую в рамках правового за-кона и норм.

неофициальные – которыемогут действовать противоза-конно.

  • По характеру внутренних связей: формальные – где взаимоотношения регламенти-рованы организационными документами.

неформальные – где взаимоотношения между людьми регламентированы нормами, правилами, стандартами поведения, которые стихийно складываются в данном коллективе.

  • По срокам существования: временные

постоянные

  • По степени свободы участников: свободный вход и выход из состава коллектива

обязательное участие в составе коллектива

  • По размерам: малые – где осуществляется непосредственное взаимодействие между людьми (2-5 человек)

большие – в которых отсутствует непосредственное общение между людьми, поэтому появляются трудности в общении, безразличие друг к другу. Противопоставление между неформальными подгруппами.

  • По характеру отношений: первичные (бригада, отдел)

вторичные (цех, предприятие)

4.

Взаимодействия человека и группы всегда носит двусторонний характер. Т.е. человек своим трудом способствует решению групповых задач, но и группа помогает человеку удовлетворить потребности в безопасности, уважении, самовыражении, во власти, в признании.

Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью, люди имеют лучше здоровье и моральное состояние. Они более защищены от внешних воздействий, работают более эффективно, чем люди, находящиеся в изолированном состоянии, либо в «больных группах», которые поражены неразрешимыми конфликтами и нестабильностью.

Группа помогает человеку не только выживать и совершенствовать свои профессиональные качества, но и существенно меняет его поведение.

  • Происходит изменение таких личностных характеристик, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т.д. Человек оказывается а зависимости от своих коллег, меняет взгляд на себя, на свое место среди окружающих и на отношение к окружающим.
  • В группе человек получает определенный социальный статус и роль, которые могут быть не связаны с должностью. Для многих этот статус не менее важен, чем формальное положение в коллективе.
  • Находясь в группе человек в большей мере способен идти на риск. Поэтому его поведение отличается большей степенью активности.
  • В группе сотрудник участвует в принятии решений и может выдвинуть такие варианты решения, которые он не смог бы осмыслить в одиночку.

Взаимодействие человека с группой может иметь 3 формы:

I. Кооперация с группой.

Когда человек устанавливает доверительные благоприятные отношения. Цели группы как свои собственные.

II. Слияние с группой.

Когда человек полностью идентифицирует себя с группой, являясь представителем данной группы. В этом случае группа берет на себя работу о человеке, стараясь оказать ему помощь не только в решении производственных, но и личных проблем.

III. Конфликт.

Когда наблюдается противопоставление интересов человека и группы. Исход конфликта между личностью и группой зависит от умелого руководства и управления им.

5.

Работоспособный и сплоченный коллектив возникает не сразу. Для формирования коллектива необходимы определенные условия:

1. Ясные и понятные цели и задачи.

2. Соответствие целей организации потребностям сотрудников.

3. Явные преимущества совместной деятельности.

4. Сильный руководитель или лидер, которому готовы подчиниться сотрудники.

5. Значимость (статус) коллектива в организации.

Веснин В.Р. в учебнике «Основы менеджменты» выделяет следующие этапы формирования коллектива:

I. Притирка. Становление коллектива.

Создание официального коллектива связано с принятием соответствующих правовых актов:

- регистрация предприятия;

- устав;

- разработка положений об отделах, службах;

- разработка должностных инструкций;

- разработка структуры предприятия.

Создание неформального коллектива как правило связано с чрезвычайными обстоятельствами, которые заставляют людей объединяться. На этом этапе необходимо учитывать:

- возможное взаимодействие людей;

- симпатии и антипатии друг к другу.

Поэтому уже на стадии создания коллектива необходимо организовать профессиональный отбор сотрудников.

Состояние взаимоотношений в коллективе сказывается на социально-психологическом климате, который зависит как от личных особенностей сотрудников (например, стремление понять друг друга), так и от внешних обстоятельств (стиль руководства).

На этом этапе люди присматриваются друг к другу, пытаясь составить свое мнение о каждом. Активность группы низкая, т.к. сотрудники не знают какие действия будут оценены положительно, а какие будут иметь негативные последствия.

Роль координатора коллектива выполняет формальный руководитель. Поэтому задача руководителя в том, чтобы сразу заложить основу для формирования положительных стандартов поведения в группе. Взаимоотношения между членами в группе неустойчивые.

II. Противостояние.

На этом этапе начинает активно формироваться межличностные взаимоотношения в коллективе, хотя состав неформальной группы еще не устойчив.

Каждый сотрудник пытается занять определенный социальный статус в коллективе, что часто приводит к конфликтным ситуациям, как между возможными лидерами, так и между неформальными группами.

Задача руководителя заключается в поддержке тех лидеров и групп, которые имеют положительный характер, направленность.

III. Экспериментирование.

На этом этапе наблюдаются стабильные неформальные группы в коллективе. Сотрудники хорошо знают свою работу, успешно справляются с ней, но периоды стабильной работы периодически перемежаются с нестабильностью в коллективе.

Нестабильность может быть связана как с неформальными взаимоотношениями, так и с производственными организационными проблемами.

Задачи руководителя заключаются в конструктивном разрешении конфликтов и четкой организации труда сотрудников.

IV. Зрелость.

На этом этапе наблюдается благоприятный социально-психологический климат в коллективе, высокая степень сплоченности, т.е. единство взглядов сотрудников на важнейшие вопросы жизни коллектива.

Люди объективно оценивают как достоинства так и недостатки друг друга и с пониманием относятся к этому.

Сплоченность обусловлена: дружескими взаимоотношениями внутри коллектива.

Зависит от: - размера группы (р >, c <)

- возможности общения сотрудников друг с другом

- результатов работы коллектива, как правило успех приводит к большой степени сплоченности

- сбалансирования социальных ролей в коллективе.

Социологи считают, что в коллективе должны быть люди выполняющие следующие социальные роли:

  • Генератор идей (инициативный, способный и талантливый человек)
  • Координатор (который обладает организаторскими способностями)
  • Контролер (т.е. человек, имеющий глубокие знания и опыт, поэтому способный критически оценить любую идею)
  • Шлифовальщик (человек, имеющий широкий взгляд на проблему, поэтому он способен увязать данную проблему с решением других задач коллектива)
  • Энтузиаст (активный человек, способный увлечь своим примером окружающих)
  • Искатель выгод (посредник во внутренних и внешних отношениях)
  • Исполнитель (человек, который добросовестно реализует чужие идеи)
  • Помощник (человек, который сам лично ни к чему не стремится, но может оказать помощь и содействие идеи)

ВЫВОД: Таким образом, под влиянием профессионального руководства динамические процессы, проникающие в коллектив, могут быть достаточно быстро упорядочены, и коллектив достаточно быстро достигает стадии зрелости. При неумелом руководстве формирование коллектива происходит стихийно. Следовательно, результаты деятельности коллектива могут быть значительно ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: