Введение. Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры

Развитие немецкой классической философии было
одним из важнейших выражений эпохального подъема
духовной культуры, начавшегося в германских госу-
дарствах с середины XVIII в. и имевшего другим
своим проявлением, главным по воздействию вширь
на общественное сознание, классическую немецкую ли-
тературу, корифеями которой считаются Г. Э. Лес-
синг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне. Этот подъем
был включен в общеевропейское движение обществен-
ной мысли, получившее название Просвещения. Наи-
более ярко и мощно Просвещение развернулось во
Франции, где представлявшая его плеяда философов
(Вольтер, Монтескье, Руссо, Ламетри, Дидро, Гельве-
ции, Гольбах и многие другие), самые влиятельные
из которых были одновременно крупнейшими писате-
лями и драматургами своей эпохи, идеологически под-
готовила величайшую буржуазно-демократическую ре-
волюцию Нового времени, которая в конце XVIII в.
до основания разрушила в этой стране феодально-аб-
солютистский строй. Хотя в экономически разобщен-
ном и политически раздробленном конгломерате не-
мецких государств (их число приближалось к 400!)
в то время отсутствовали объективные условия для
проведения антифеодальной и антимонархической ре-
волюции (немецкая буржуазия из-за своей слабости
была не способна сыграть необходимую для такой ре-
волюции роль класса, возглавляющего борьбу кресть-
янских масс), деятели передовой немецкой культуры,
которые в основном были выходцами из бюргерской
среды, сумели с большой силой выразить характерный
для Просвещения протест против феодального гнета,
деспотизма коронованных правителей, клерикального
засилья. В своих социальных идеалах немецкая класси-
ческая философия и литература, испытавшие огромное
влияние событий, происшедших в других европейских
странах (прежде всего в Англии и Франции), предвос-
хищали перспективы прогрессивного развития Герма-
нии.


Немецкая классическая философия развивалась
в эпоху глубочайших изменений, которые происходили
в экономической, социально-политической и духовно-
идеологической жизни всей Европы, прямо или кос-
венно затрагивая также немецкие государства и стано-
вясь предметом осмысления живших в них философов,
чей мировоззренческий кругозор при всей его опреде-
ленности условиями своей страны не был национально
ограниченным. Вслед за мировоззренческой револю-
цией Просвещения произошла имевшая мировой резо-
нанс Великая французская революция (1789—1794).
Она потрясла соседние феодальные государства глав-
ным образом в ходе войн, которые с 1792 по 1815 г.
вела сначала революционная, а затем наполеоновская
Франция с коалициями противостоящих ей государств,
включая немецкие. Последовавший за этим период
большей или меньшей реставрации феодально-монар-
хических режимов сменился (после происшедшей
в июле 1830 г. во Франции революции) примерно дву-
мя десятилетиями вызревания условий для целой се-
рии буржуазно-демократических революций, которые
в 1848—1849 гг. прокатились по ряду европейских
стран, в том числе и по германским государствам;
причем в некоторых странах имели место первые
выступления революционного пролетариата.

Революционные перемены происходили и в есте-
ствознании, в котором механика утрачивала свою пре-
жнюю доминирующую роль. К концу VIII в. сформи-
ровалась химия как наука о качественных превраще-
ниях природных веществ. В первые десятилетия XIX в.
появились такие вызвавшие огромный интерес фило-
софов новые, немеханические отрасли физики, как
учения о магнетизме и электричестве, вскоре объеди-
нившиеся в одну научную дисциплину, изучающую
электромагнитные явления. Быстро прогрессировала
совокупность биологических дисциплин, все более про-
двигавшихся к созданию условий для выработки науч-
но обоснованной теории эволюции как обобщающего
теоретического построения.

Происходила острейшая борьба свободомыслия с
религией, которая в период после Великой француз-
ской революции пыталась отвоевать позиции, утра-
ченные в эпоху Просвещения, а затем опять выну-
жденно отступала в условиях нового подъема освобо-
дительной борьбы.


В рассматриваемую бурную и противоречивую
эпоху объективная диалектика развития проявлялась
в различных сферах общественного бытия и обще-
ственного сознания отчетливее, чем когда бы то ни
было прежде, и поиск адекватного понимания проис-
ходящих изменений наиболее подготовленными к это-
му немецкими философами увенчивался успешным
продвижением по пути разработки диалектического
способа мышления. Начиная с Канта плеяда мыслите-
лей первой величины придала небывалую интенсив-
ность и глубину развитию немецкой философской
мысли.

Само это развитие представляло собой своего рода
философскую революцию, о которой можно говорить,
по крайней мере, в двух смыслах. Во-первых, в том
смысле, что и Кант, и Фихте, и Шеллинг, и Гегель,
и Фейербах вносили своими учениями1радикальные
новации в развитие философской мысли: каждое из
них диалектически, т. е. с сохранением определенной
преемственности, отрицало предшествующее. Немало-
важно, что все названные мыслители сами считали се-
бя радикальными новаторами в философии. Кант, со-
зидая первую ступень немецкой классической филосо-
фии в процессе преодоления ранее господствовавшей
в Германии лейбнице-вольфианской «метафизики», по-
лагал, что он вместе с тем совершает «коперникан-
скую революцию» по отношению к всей предшествую-
щей философии. Фихте был убежден, что значение его
«наукоучения» для философии равнозначно значению
Великой французской революции для социально-поли-
тической истории человечества. Согласно Гегелю,
в созданной им системе «абсолютного идеализма» че-
ловеческая мысль впервые и навсегда обрела «абсо-
лютную истину». По мнению Фейербаха, возвещаемая
им «антропология», революционно «перевертываю-

1 Мы будем называть их «кантизмом», «фихтизмом», «шел-
лингизмом», «гегелизмом», «фейербахизмом», считая целесоо-
бразным вновь ввести в научный оборот термины, которые употре-
блялись в отечественной философской литературе XIX — начала
XX в. (в том числе в трудах Г. В. Плеханова). Привычные же для
советской литературы термины «кантианство», «фихтеанство»,
«шеллингианство», «гегельянство», «фейербахианство» используют-
ся в настоящей книге только для обозначения тех течений фило-
софской мысли, которые возникали на основе перечисленных
учений.


щая» гегелизм, означает в то же время глобальный ко-
нец философии в прежнем ее понимании.

Во-вторых, в более глубоком смысле, выявленном
марксизмом, революционный характер немецкой клас-
сической философии состоял в том, что ее учениями
было разработано диалектическое мировоззрение и со-
зданы предпосылки для соответствующего его сути
материалистического преобразования. В ходе этого
преобразования, начатого К. Марксом и Ф. Энгельсом
в 40-е годы XIX в. после ознакомления с основопола-
гающими работами Фейербаха, раскрывались револю-
ционные потенции гегелевской диалектики, в которой
диалектическая мысль немецкой классической филосо-
фии достигла своей кульминации. С учетом всего это-
го Ф. Энгельс сформулировал вывод о том, что «в
Германии в XIX веке философская революция предше-
ствовала политическому перевороту» (1, 21, 273) —
революции 1848 — 1849 гг. Начало этой философской
революции положил И. Кант.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: