АВТОТОРМОЗА.
Подвижной состав ж/д дорог оборудован автоматическим фрикционным тормозом, у которого сила трения,возникающая при воздействии тормозных колодок на поверхность катаная К,П, или дисков,является источником тормозной силы, которая реализуется благодаря сцеплению колес с рельсами.
В зависимости от способов управления силовыми органами фрикционные тормоза разделяются на ПТ и ЭПТ.
Управление автоматическими ПТ осуществляется измерением давления сжатого воздуха в магистральном трубопроводе,а в ЭПТ при помощи электрического тока.
Для приведения в действие ПТ выпускается сжатый воздух из ТМ.
Несмотря на имеющиеся недостатки авто. фрикционный тормоз является основным,который учитывается при подсчете величины тормозного нажатия в поездах.
ТОРМОЗНАЯ СИЛА
Получение тормозной силы у движущегося поезда заключается в нажатии тормозных колодок с целью вызвать противодействующую движению работу трения.
Трение тормозных колодок можно рассматривать как процесс превращения механической работы сил трения в тепло.
|
|
Движущийся поезд обладает определенным количеством кинетической энергии.
При торможении эта энергия благодаря вращению колес и трению о них тормозных колодок превращается в тепло.Силу трения выражают через произведение силы нажатия на определенное дробное число,называемое коэффициэнтом трения.
В=К х Ц Ц= коэффециэнт трения
Коэффициэнт трения не является величиной постоянной, а изменяется в зависимости от скорости и удельного давления.
Р - нагрузка на ось
К- сила нажатия колодок
В- внутренняя сила трения
Если катящемуся по рельсу колесу,нагруженному силой Р, прижать тормозную колодку с силой К, то между колесом, поверхностью катания, и колодкой возникает сила трения:
В=К х Чк,где Чк - коэффициэнт трения, препятствующий вращению колеса. Сила трения В создает сопротивление вращению колеса и направлена в сторону противоположного вращения.
Сила трения является,по отношению к поезду внутренней силой и не может вызвать торможения поезда, для этого необходима внешняя сила.
Внешней силой является реакция между рельсом и колесом в точке опоры колеса на рельс.
Под действием момента в точке А-контакта колеса с рельсом возникает сила Вт,действующая на рельс со стороны колеса и стремящаяся сдвинуть его. внешняя сила Вт,действующая на колесо со стороны рельса,численно равна силе В и направлена в сторону обратную движению является тормозной силой.
Тормозная сила исходит от тормозных колодок, cоздающих по средствам трения сопротивление вращению колеса,при помощи сцепления колес с рельсами.