Экономический потенциал (ЭП) представляет собой обобщающую экономическую категорию, характеризующую состояние экономики любой страны, производительные силы общества.
Под экономическим потенциалом понимается совокупная способность экономики страны осуществлять производственно-экономическую деятельность, производить товары и услуги, удовлетворять общественные потребности и запросы населения, обеспечивать развития производства и потребления.
Экономический потенциал характеризует состояние и возможности хозяйства страны и ее регионов, обеспечивать ее социальное, экономическое, научно-техническое и культурное развитие.
Степень использования потенциала – уровень фактически сложившегося применения потенциальных возможностей страны или региона.
Сложность оценки экономического потенциала: не имеет четких количественных критериев и инструментов измерения, изменяется в пространстве и времени. Экономический потенциал определяется природными ресурсами, количеством и качеством трудовых ресурсов, производственным, научно- техническим, финансовым потенциалом.
|
|
О величине экономического потенциала приближенно можно судить по величинам ВВП (валовой внутренний продукт) и ВНП (валовой национальный продукт).
ВВП – макроэкономический показатель. Выражает совокупную годовую стоимость товаров и услуг, созданных на территории данной страны, с использованием факторов производства только данной страны на одного человека.
ВНП – макроэкономический показатель. Показывает совокупную годо-вую стоимость товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами.
Показатели характеризуют величину ЭП не полностью, не учитывают ряд важных факторов.
Понятие экономического потенциала неотрывно связано с понятием «национального богатства» - важнейшим показателем ЭП.
Национальное богатство – совокупность ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.
В стоимости национального богатства заключается
- нефинансовые производственные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств);
- непроизводственные активы, в том числе материальные (природные) – земля, запасы полезных ископаемых, естественные биологические и подземные водные ресурсы;
- нематериальные запасы (лицензии на использование изобретений, «ноу-хау», передаваемые договоры, купленные «гудвилл» и др.);
- финансовые активы (монетарное золото, валюта, акции промышленных компаний, государственные ценные бумаги, задолженность зарубежных стран и др.).
|
|
При диагностике ЭП стран и регионов оценивается эффективность по следующим видам ресурсов:
1. оборудование и производственные мощности;
2. сырье, материалы;
3. трудовые ресурсы;
4. финансы;
5. земля;
6. вода;
7. полезные ископаемые;
8. инфраструктура.
Некоторые показатели могут перекрывать друг друга (например, финансово эффективный регион не имеет потенциальных проблем с сырьем и оборудованием).
Оценка уровня экономического и социального развития является относительным показателем и измеряется при помощи различных статистических показателей по отношению к среднему уровню по стране, группе стран, группе регионов, а также при сравнении конкретных показателей регионов друг с другом.
Оценка уровня ЭСР может проводиться различным способом: объем производства по отраслям, объем производства на душу населения, валового регионального продукта, различных показателей для измерения уровня качества жизни и благосостояния населения.
3. Общая характеристика экономического потенциала РФ.
РФ – по классификации ООН, - относится к типу стран с переходной экономикой.
Экономика РФ – индустриально-аграрного типа с элементами, характерными для индустриальных экономик. То есть, по ряду показателей, РФ в ряду развивающихся стран, однако доля услуг в ВВП превышает 50 %, что характерно для развитых стран.
Такое сочетание характерно для стран Центральной и Восточной Европы. ВВП (в долларах США) в 2001 г. – 10 место в мире. (2,25 % мирового ВВП).
ВВП на душу населения - 76 место. Отставание от мировых лидеров в 4 и более раза.
Рыночные отношения формируются с 1992г., с момента либерализации цен и программы массовой приватизации.
В 1992-2001г. форму собственности сменили 47 % предприятий, зарегистрированных на 1991 г. К 2003 г. – зарегистрировано 3.6 млн. предприятий всех форм собственности, ¾ из них – частные.
Переход от плановой системы хозяйствования к рыночной – болезненный. Падение ВВП: в 1998 г. – 60 % от уровня 1991 г.
С 1999г. – наблюдается экономический подъем - в среднем 6,5 % ежегодно.
К 2007г. уровень ВВП вырос на 70 % (от 1998г.).
К 2003г. – уровень ВВП – 77 % (в промышленности 65 %) по отношению к 1991 г.
Импорт России в 2002г. составлял 0,6 % от мирового и 24 % уровня ВВП России.
В последние годы объем экспорта стал выше объема импорта.
В 2002 г. – на долю РФ - 1,6 % мирового экспорта (35 % уровня ВВП).
Стоимость экспорта заметно зависит от динамики мировых цен на углеводороды, основные экспортные товары РФ. Высокие темпы инфляции: например, за 1992 г. цены выросли в 26 раз, за 1993г. еще в 9, 4 раза.
Обесценение реальных доходов населения, снижение инвестиционной активности, макроэкономическая нестабильность. Огромный внешний долг (1998г.) – 140 млрд. долларов.
К середине 90-х годов темпы инфляции благодаря жесткой денежной политике ЦБ удалось снизить до 20 % в год.
Кризис 1998 г. – девальвация рубля и новый виток инфляции. После кризиса – контроль за темпами инфляции, постепенная финансовая стабилизация, оживление экономики, восстановление золотовалютных резервов (2003 г. – 60 млрд. долларов США).
Начался приток ресурсов в реальный сектор экономики, произошло замещение импорта отечественными товарами (из-за девальвации рубля). Рост мировых цен на углеводороды позволил России накопить значительные золотовалютные резервы (2007 г. – 455 млрд. долларов). Россия начала погашать внешнюю валютную задолженность. К 2007г. внешний долг почти полностью погашен.
Экономика России в начале 21 века в целом завершила адаптацию к рыночным реформам хозяйствования и постепенно преодолевает трансформационный спад.
Политика правительства РФ направлена на упрочение макроэкономической и социальной стабильности, поддержание темпов экономического роста (в среднем 6 % в год).
Осуществляется контроль за инфляцией (инфляция в среднем – 8 % в год) и обеспечение стабильности валютного курса.
|
|
Резко ограничены бюджетные расходы. С 2002 г. – ежегодный профицит бюджета. Восстановлено доверие населения и инвесторов к государству. В социальной сфере увеличен размер социальных пособий и бюджетных зарплат.
Продолжение структурных реформ в экономике и снижение административных барьеров.
В 2001 г. приняты Налоговый и Земельный кодексы, делаются попытки провести пенсионную реформу, проведена монетизация льгот. Однако экономика страны еще не смогла накопить достаточных средств для реструктуризации производства и модернизации экономики в целом.
В 2003 г. была поставлена цель переломить эту тенденцию и добиться реального удвоения ВВП к 2010 году, однако реальные темпы экономического роста и в 2005 – 2007 гг. не позволили осуществить эту цель в предполагаемые сроки.
В целом за годы рыночных реформ 90-х годов, и тенденция эта продолжается и в начале 21 века, наблюдалось резко снижение уровня жизни населения страны.
В 2002г. средний доход на душу населения в РФ составил 57 % от 1991 г. Доходы населения распределены угрожающе неравномерно: В 2002г. 20 % самых богатых граждан РФ получали 45,8 % всех денежных доходов, 20 % самых бедных – 5,9%.
В том же году – 25 % населения РФ имели доходы ниже официального прожиточного минимума. Правительство РФ наметило и приступило к осуществлению программы модернизации промышленности, чтобы уйти от перекоса в сторону сырьевой экономики, прежде всего нацелив ее на высоко-технологичные отрасли.
РФ добилась вступления в ВТО – Всемирную торговую организацию с целью снять ряд торговых и пошлинных барьеров и либерализовать рынки, провести реформы в отраслях естественных монополий, нацеленных на создание конкурентной среды.
Основные термины: таможенная территория, таможенная граница, терри-ториальная структура национальной экономики, территориально-производственный комплекс, экономический потенциал.