Инструменты государственной инновационной политики

Банк Развития. Государство создаёт особую структуру, призванную осуществлять целевое финансирование инновационной деятельности в РФ. В подкрепление деятельности банка, будет создана нормативно правовая база. Банк будет создаваться на базе Внешэкономбанка, его дочернего Росэксимбанка и государственного Российского банка развития (РосБР).

Главные задачи Банка развития - финансирование инфраструктурных проектов, «участие в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства»[2] ( через рефинансирование кредитующих его банков), высокотехнологичных производств и российского экспорта.

Понятие высокотехнологичного производства - весьма растяжимое. Скорее, проекты с высокой добавленной стоимостью. Это дело хорошее, но весьма рискованное. То есть, по сути - венчурные проекты. Что же касается экспорта, то здесь главная загвоздка - страхование. И банк - не страховое агентство.

«Глава Внешэкономбанка полагает разумным закрепить за БР участие в экспертизе инвестиционных проектов, их сопровождение, в том числе посредством вхождения в капитал и руководящие органы реализующих проект компаний .» [3]

«До 2015 года банк вложит в инфраструктуру, энергетику, ЖКХ, сельское хозяйство, ВПК около $35 млрд » [4]

Эксперты на основании статистического исследования развития среднего бизнеса в период с 2000 по 2009 год (объектом анализа были 5 тысяч компаний с оборотом от 10 до 100 млн долларов) пришли к таким выводам:

В среднем бизнесе уже присутствует большой сегмент компаний, которые активно модернизировались. Таких компаний примерно треть.

За 2004-2008 годы в суммарном основном капитале среднего бизнеса доля модернизированных компаний выросла до 60%.

Среди этих модернизированных компаний только треть показывает быстрый рост выручки и высокую прибыль одновременно.

Лидеры вкладывают деньги в развитие собственных систем распространения продукции и оставляют прибыли у себя.

Этим объясняется рыночный спрос на инфраструктурный капитал.

Эксперты характеризуют успешную компанию среднего бизнеса как компанию с современным оборудованием и большими производственными возможностями для расширения выпуска. Но с очень высокими затратами на аренду помещения, коммунальные услуги и высокими затратами на системы распространения (логистика, дилеры, склады). С очень небольшим долговым обременением.
Российская венчурная компания. В 2006 году Правительство РФ учредило «Российскую Венчурную Компанию» (РВК). Это сеть из 10-15 венчурных фондов с совокупным капиталом в 30 млрд. руб. Суммарный объем господдержки - 15 млрд. руб. Разработаны требования к фондам, желающим получить в управление государственные деньги. Фонд должен инвестировать в небольшие компании, с объемом продаж менее 150 млн. рублей. «Установить, что Положение об Инвестиционном фонде Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. N 694 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 48, ст. 5043), в части получения положительного заключения инвестиционного консультанта, обязательности прохождения инвестиционным проектом процедуры отбора инвестиционных проектов, ограничения минимальной сметной стоимости инвестиционного проекта, необходимости предоставления коммерческими организациями, участвующими в реализации инвестиционного проекта, средств в размере не менее 25 процентов сметной стоимости проекта » [5]

«Компании-получатели денег должны быть инновационными - то есть действовать в рамках одного из приоритетных направлений развития науки и техники .»[16] Запрещено инвестировать в сырьевые, традиционные компании, в игорный бизнес и т.п.. Средства фонда нужно вложить не менее чем в 8 компаний за 5 лет, а срок существования самого фонда ограничен 10 годами. 1% капитала должны предоставить сами управляющие фондом лица.

Важный аспект - венчурные компании являются спутниками крупных, мощных компаний. Которые и потребляют научный продукт. Вместе с компанией носителем этого продукта.

Технопарки. Технопарк - это организация, управляема профессионалами, чьей целью является повышение благосостояния общества через продвижение инноваций и конкурентоспособности, связанных с ней бизнесов и образовательных и исследовательских учреждений. «Технопарки в сфере высоких технологий должны предоставлять набор необходимых услуг предприятиям, размещенным на территории технопарка в сфере высоких технологий, что позволит этим предприятиям получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности.»[6]В мире наблюдается настоящий технопарковый бум. Из 343 членов Международной ассоциации технопарков (IASP) 25% были созданы после 2000г. (остальные - в период с 1950 по 2000г.). Около 60% технопарков в IASP расположены так, что в радиусе 50 км от них находится пять или более вузов, а в 88% это бизнес-инкубаторы.

Также удобнее начинать с небольшого технопарка, чтобы расти развиваясь. Почти половина (40%) членов IASP расположены на территории меньше 20 га, только 26% управляют какой-либо жилой недвижимостью. В России же решили все сделать с размахом: все проекты, за исключением технопарка в Татарстане (13,5 га), имеют общую площадь земельного участка не менее 60 га и планируют строительство жилья.

Объем инвестиций из федерального бюджета в развитие технопарков в России в 2007-2010 гг. составит около 10 млрд руб., по данным заседания расширенной коллегии Министерства информационных технологий и связи РФ. Такую же сумму инвестируют регионы, в которых будут построены технопарки, сообщает РБК.

В 2007 году из федерального бюджета было выделено около 2 млрд руб., в 2008 году — 2,5 млрд руб., в 2009 году — 2,7 млрд руб., в 2010 году — 2,7. руб.

В Минсвязи рассчитывало, что к 2011 году число сотрудников технопарков достигнет 75 тыс., а стоимость произведенной продукции и услуг составит около 117 млрд руб. Но в связи с кризисом, планы были скорректированы. Строительство технопарков ведется в семи «пилотных» регионах России: Московской, Нижегородской, Новосибирской, Тюменской, Калужской областях, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан.

Один из таких технопарков создается в Нижнем Новгороде – это IТ-парк "Анкудиновка" (от названия Анкудиновского шоссе, в районе которого проектируется строительство). По словам заместителя губернатора Нижегородской области по строительству, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству и информационным технологиям Валерия Лимаренко, общая стоимость создания IT-технопарка "Анкудиновка" составит 15 млрд. рублей. Количество новых высококвалифицированных рабочих мест, которые планируется создать в IT-технопарке к 2011 году, составляет 13 тысяч. Технопарк будет занимать площадь около 62 га, из которых 90 тыс. кв. м будет занимать общественно-деловой центр и 225 тыс. кв. м – жилые дома.

В создании технопарка принимают активное участие компании Intel, "Мера", "Телма" и некоторые другие. Бюджетная часть финансирования строительства IT-технопарка составит 2905 млн. руб., из которых до 2010 года 50% будет выплачено из областных и столько же - из федеральных средств. Строительство запланировано на 2007–2010 годы.
IT-парк "Анкудиновка", работа которого будет сосредоточена, в первую очередь, на производстве программных продуктов на экспорт, - самый крупный из семи аналогичных парков, предусмотренных государственной программой. Второй этап программы предполагает завершение строительства и ввод в действие объектов первой очереди создаваемых технопарков, а также размещение на их территории первых предприятий, привлечение значительных зарубежных инвестиций в фонд совместного инвестирования и увеличение количества финансируемых перспективных проектов.

Общий объем инвестиций в строительство составляет 15 млрд. рублей, в том числе 1,5 млрд. рублей выделяется из бюджета Нижегородской области, 1,6 млрд. – из федерального бюджета. Еще 11,9 млрд. рублей обеспечат частные инвесторы, которым отдается строительство офисных зданий, отеля, торгового и спортивного центров и жилья. Предполагаемый срок окупаемости частных вложений не превысит шести лет.

Наукограды. Термин наукоград был введен в научный оборот в августе 1991 года, что дает формальное основание считать эту дату началом формирования государственной политики в отношении наукоградов. Однако сами объекты политики - поселения, за которыми в 90-х годах прошлого столетия закрепился термин наукоград - образовались значительно раньше (в период существования СССР).

Первым наукоградом Российской Федерации стал город Обнинск Калужской области - в 2000 году. До 2004 года статус наукограда присваивался Указом Президента Российской Федерации сроком на 25 лет с утверждением программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус получили семь наукоградов России (город Обнинск Калужской области, города Дубна, Королев, Реутов, Фрязино Московской области, рабочий поселок Кольцове Новосибирской области, город Мичуринск Тамбовской области).

В 2004 году статус наукограда Российской Федерации не присваивался. Начиная с 2005 года, процедура присвоения статуса заметно упростилась. Он стал присваиваться постановлением Правительства Российской Федерации сроком на 5 лет без утверждения программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус к настоящему времени получили три города (г. Петергоф, город Пущино Московской области, город Бийск Алтайского края).

С другой стороны существуют серьёзные барьеры для развития Наукоградов в России. В первую очередь это проблемы связанные с муниципальным устройством и самоуправлением на местах. Зачастую интересы муниципальных образований – наукоградов и Академгородков расходятся с федеральными. В первую очередь по финансовым и политическим соображениям. Поэтому в данной исторической перспективе сложно ожидать увеличения роли наукоградов в общем вкладе в инновационную систему России.

Особняком среди новых проектов наукограда стоит объект Сколково, на которые планируется потратить сто миллиардов рублей.

Сколково это ультрасовременный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий, который будет построен в Сколково в Подмосковье. Новый инновационный центр станет своего рода прообразом города будущего, который должен стать крупнейшим испытательным полигоном новой экономической политики.

Список литературы:

1. Гурова Т, Полунин Ю//Инфраструктура для национального рынка.. 2007

2. Солнцев О., Ивантер А. статья "Шанс не зарыть деньги". “Эксперт” 26 февраля 2007 г.,

3. Гусев В. Возможна ли сегодня активная инновационная политика в регионах? // Зеркало недели № 18-19 2005 г.

4. Гурвич В //"Ждет ли Россию венчурный бум", "Деловые люди", No192, март 2007г.

5. Журнал "Экономист" (Москва) №5, 2004г. (статья "Высокотехнологичный комплекс в экономике России", автор д.э.н. А. Фоломьев).

6. "Россия - 2050. Стратегия инновационного прорыва", Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. М.: "Экономика", 2004.

7. "Наукоемкий сектор промышленности РФ: экономико-технологический механизм ускоренного развития", Фролов И.Э. М.: Макс-Пресс, 2004.

8. "Конкурентоспособность России в глобальной экономике" под ред. Ю.В. Куренкова. М.: изд-во "Международные отношения", 2003.

9. "Структурные проблемы переходного периода в российской экономике", Куренков Ю.В., Попов ВВ. М.: ИМЭМО РАН, 2000.

10. "Россия - 2015: Оптимистический сценарий". Институт Экономики РАН, 2002.

11. www.i-gorod.com

12. www.silikonovayadolina.ru

Основные термины: материальные ресурсы, наукоемкие производства, научно-производственный территориальный комплекс, новейшие отрасли промышленности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: