Тема вводной лекции: «Политология как наука»

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Политология как наука

2. Методы политического исследования

3. Вывод

1. Политология как наука

Цель данного курса состоит в том, чтобы сформировать систематические знания о мире политики, самостоятельно анализировать политические явления и события, а не пассивно усваивать всеобщие «правильные» знания, четко формулировать и отстаивать свои социальные и политические интересы. Все выше перечисленное помогает студенту выработать свою гражданскую позицию.

Политическая наука основывается на обширной интеллектуальной традиции. К ней можно отнести:

- политическую философию, в рамках которой изучаются нормативные аспекты, проблемы;

- эмпирическую традицию, связанную с изучением институтов;

- бихевиоризм и ряд других современных подходов, включая использование теории рационального выбора.

Возникновение политологии как науки и как профессионального вида деятельности относится к концу XIXв. Годом «рождения» политической науки считают 1880-й, когда совет правления Колумбийского колледжа (позже - Колумбийского университета) по инициативе Дж. Бёрджеса принял решение о создании Высшей школы политической науки.

1889г. в результате активной деятельности американских политологов была образована Американская академия политической и социальной науки. В 1903г. появляется Американская ассоциация политических наук, это событие способствовало институциализации и утверждению политологии как самостоятельной области научного знания.

В становлении всего комплекса знаний о политике выделились три последовательные системы интеллектуального освоения политической практики.

1. Обыденное знание, как обобщение непосредственного политического опыта (в наше время выражено в публикациях, выступлениях, воспоминаниях политиков в рассуждениях политических комментаторов).

2. Политические учения. Создавались в основном пророками, законоучителями и мудрецами, включая античных философов, основная задача разработать догму. Пример такого знания в современной политике – различные идеологии (их Реймон Арон (французский политолог 1905-183) образно называл доктринами, занимающими в душе человека место веры и стремящимися в будущем в какой-либо форме социального порядка «спасти человечество»). Такой подход по большей части носил эстетический, предписанный или нормативный характер. Истоки подобного подхода берут свое начало в Древней Греции. Основателями здесь считаются Платон и Аристотель. Платона, к примеру, занимала мысль об идеальном обществе: для него таковыми били просвещенная диктатура во главе с монархом-философом. В средние века эта доктрина получила распространение в трудах Августина Блаженного (354-430) и Фомы Аквинского (1225-1274). На современном этапе развития науки данный подход акцентирует свое внимание на нормативном аспекте политики. На вопросах: «Почему я должен подчиняться государству?», «Как должны распределяться блага в обществе?», «Каковы пределы личной свободы в обществе?»

3. Критическое знание - связано с поисками смысла и логики в самой политике. Ее элементы можно найти у Аристотеля в его попытке дать типологию государственных устройств. Однако значительная роль здесь выпала на долю гуманистов эпохи возрождения, и прежде всего Н. Макиавелли (1469-1527). Для данного подхода характерно стремление к описанию объективной политической картины, в его рамках вырабатываются суждения и предлагаются рекомендации. Распространился подход с середины XVII, начиная с работ Джона Локка (английский философ начала эпохи просвещения) и Давида Юма (английский философ). Основой в развитии критического знания стал практический опыт. В этот период собственно создавались предпосылки политической науки, объект и предмет ее изучения.

И так, политология представляет серьезные возможности познания человеческого мира через политику, а также для рационально-критического осмысления этой сферы общественной жизни.

Первый подъем политической науки – предполитологии – пришелся на XVI-XVII вв. В этот период были созданы труды Жана Бодена (французский философ и политик; 1520-1596), Юста Липсия (бельгийский ученый и литератор; 1547-1606), Гуго Гроция (голллландский юрист, историк, дипломат, политик; 1583-1645) и других.

Однако, ранние разновидности изучения политики были далеки от современных, прежде всего из за сильного влияния догматических и схоластических традиций. Отсутствие критичности в подходах привела к желанию создать всеобъемлющую науку о человеке и обществе. В результате политический анализ был включен в другие области знания – философию, социологию и юриспруденцию в форме общего учения о государстве. Возрождение политической науки как практически самостоятельной сферы исследований и преподавания началось во второй половине XIXв. В шведском университете г.Упсалы преподавание политической науки началось в 1840-х годах. Католический университет Дублина в 1855г. образовал кафедру социальной и политической науки. В Колумбийском колледже в 1857г. была создана кафедра по истории и политической науке.

В России академическая традиция изучения политики также возникает примерно во второй половине XIX в.. Первыми научными трудами в области политики можно считать «История политических учений» Бориса Николаевича Чичерина, которые издавались начиная с 1869 г., «Политика как наука» Александра Ивановича Стронина и др.

Значительный рост в развитии политологии начался в середине XX в. Способствовали этому подъему процессы модернизации, демократизация политических систем и собственно общественной жизни. Можно выделить три обстоятельства благоприятно подействовавшие на становление и развитие политологии.

1. Создаются специализированные центры по изучению политики в большинстве стран Западной и Центральной Европы.

2. С начала XX в. образуются национальные объединения специалистов в сфере политического знания (первое в США в 1903г.)

3. В 1949 году была создана Международная ассоциация политических наук.

На рубеже столетий политология как учебная выполняет ряд конкретных функций:

1. Описательная (дескриптивная) показывает реальный ход вещей в политическом мире.

2. Объяснительная – это поиск ответов на то, каковы именно причины возникновения конкретных политических явлений их свойства.

3. Инструментальная, предполагает исследование возможных вариантов политических решений для достижения желаемых результатов и необходимых типов политического поведения.

4. Прогностическая функция, предсказывает будущее развитие политических явлений, последствия или конечную цель каких-либо событий.

На основе выполняемых функций, выстраивалась структура науки, которую можно разделить на две основные группы: 1) теоретико-аналитическую (разрабатывающую концепции и модели); 2) эмпирико-дескриптивные исследования (наблюдение за политической практикой и анализ результатов).

Отсюда, собственно к традиционным отраслям политического знания относят: теорию политики, сравнительную и прикладную политологию.

2. Методы политического исследования.

В научном познании политики истинным должен быть не только конечный результат, но и путь к нему, т.е., метод (от греч. – хождение вдоль пути, выбор правильного пути) система правил и приемов исследования каких-либо объектов с целью отыскания объективной истины.

Методы политического исследования можно разделить на три основные группы:

1. группа. Общелогические – это всеобщие методы научного познания, которые вырабатываются в рамках теории познания (философии). Например:

- абстрагирования (изучение процессов в чистом виде); анализа – деление целостного объекта на подсистемы; синтеза – объединение выделенных частей в систему; индукции – от частного к общему; дедукцией – от общего к частному; аналогии (соответствие, сходство); моделирования – изучение оригинала путем создания его копии, для исследования в определенных условиях; классификация – разделение объектов на группы по важным для исследователя функциям.

Существуют методы, которые используются в основном на уровне теоретического познания: исторический и логический; идеализация и тд.

Особенностью социальных наук является их ценностно-ориентированный характер. Принимая во внимание данный факт исследование политики должно включать в себя как сбор данных и ценности, так и сами результаты, выраженные в теории:1) формулировка гипотез и подготовка проведения исследования; 2) соотнесение гипотез с ценностями; 3) проверка гипотез эмпирическими данными; 4) обобщение эмпирических данных; 5) выводы, теория; 6) определение сферы истинности теории; 7) соотнесение теории с ценностями, критика существующих социальных и политических отношений, определение проблем, формулирование способов их решения на основе теории.

2. группа. Теоретические методы стали доминировать во второй половине XX в. К ним можно отнести: системный (применим при исследовании сложных развивающихся объектов, саморегулирующихся и взаимодействующих с внешней средой), структурно-функциональный (исследует способ взаимосвязи элементов объекта их взаимовлияние, которое обеспечивает целостность) коммуникативный (исследует политику через призму информационных потоков, построенных на принципе обратной связи), сравнительный (рассматривает сходство и различие объектов, можно использовать при наличии общего признака по которому сравниваются объекты) и т.д.

3. группа. Эмпирические методы. К ним относятся: наблюдение, анализ документов, контент-анализ (Г. Лассуэл американский психолог и политолог 1902-1978), метод экспертной оценки, метод опроса.

Вывод: структура слова политология указывает на то, что название этой научной и учебной дисциплины связано с полисом (от гр. город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации общества и государства в античном мире, полис образовывали свободные граждане, обладавшие правом на земельную собственность и политическими правами, часть населения города в полис не входила: рабы, чужеземцы, вольноотпущенники) – вполне конкретным политическим образованием, известным в античной истории. В понятие логос – введенное в научный оборот Гераклитом (конец VI – начало V в. до н.э.) означает универсальную осмысленность и закономерность процесса изменения форм и бытия. В христианском учении логос – «и Слово было Бог» - понималось в виде творческого начала мира, веры в личность Христа как в само слово Божье, т.е. как полное воплощение и раскрытие Бога в человеке. В идеалистической философии логос – духовное первоначало, мировой разум, абсолют (вечная, бесконечная духовная первооснова вселенной.

Отсюда политическая наука это – изучение систем государственного управления, государств и политики; в более узком смысле – использование эмпирической теории и научных методов при анализе политических проблем.

Свои подходы сложились в изучении политологии. Среди них мы выделяем политическую философию, изучающую нормативные аспекты проблемы, эмпирическую традицию, связанную с изучением институтов, бихевиористский анализ и ряд других современных подходов.

Изучение политики носит научный характер, поскольку именно так возможно получить объективное знание о мире политики, отделяя факты от ценностей. Концепции, модели, теории и методы науки следует понимать как инструменты политического анализа, с помощью которых мы извлекаем элементы знания из бесконечной и сложной реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: