Тема лекции: «Политическая система»

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Структура и функции политической системы

2. Эффективность политической системы

3. Политическая стабильность

4. Вывод

1.Структура и функции политической системы

В науке и технике словом система (гр. systema – целое, составленное из частей, соединение) называют сложноорганизованную целостность. Например: солнечная система (совокупность небесных тел), философская (совокупность идей), метрическая (совокупность единиц физических величин) и т.д. В этом же широком смысле употребляется оно в современной политологии. Понятия из общей теории систем и положения системного подхода стали использоваться в политический науке с 1950-х гг., прежде всего в работах Талкотта Парсонса, Девида Истона, Габриэля Алмонда. Следует отметить, что политическая система выступает подсистемой более широкой общественной системы. «Системой» она является потому, что в ней имеет место взаимодействие частей внутри единого целого, «политической» - потому, что это взаимодействие происходит по поводу распределения власти и ресурсов в обществе.

Понятие политическая система было введено в политическую науку
Д. Истоном. Исследования ученого были сфокусированы на самой политической системе, упорядоченной и развивающейся по определенным именно для нее правилам. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе. При чем политическая система вступает во взаимодействие с внешней средой. Истон использовал в своем политико-системном подходе понятие «черного ящика»: вход→черный ящик→выход и от выхода к входу обратная связь (используется для обозначение систем, чья структура и внутренние процесс очень сложны или вообще неизвестны. Метод изучения таких систем основан на исследовании их реакций на известные, заданные, входные воздействия, сигналы).

Окружающая среда в свою очередь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. К внутренней системе относятся: экологическая, биологическая, персональная, социальная среда. Последняя включает в себя демографическую, экономическую систему, социальная структура, систему культуры и др. К внешней – международные экономические, политические и социальные системы.

От окружающей среды исходят импульсы, на которые реагирует политическая система. Импульсы воспринимаются политической системой и преобразуются в политические решения и действия. Существуют два типа импульсов: требования и поддержка. Без требований, из окружающей среды, политическая система не могла бы функционировать. Однако требования без поддержки, способны разрушить политическую систему. Поэтому системе необходимы и требования и поддержка.

Требования могут быть подразделены на несколько видов:

1) касающиеся распределения благ и услуг (требования принять законы о заработной плате, о рабочем времени, об образовании и др.);

2) касающиеся регулирования поведения (обеспечение безопасности);

3) касающиеся коммуникации информации (свободный и равный доступ к информации).

Поддержка политической системы выражается в:

1) соблюдении законов;

2) участии в политической жизни;

3) лояльном отношении к власти и во внимании к официальной информации;

4) оказании услуг и материальном финансировании политической системы (воинская повинность, уплата налогов и др.)

Поступающие импульсы перерабатываются политической системой, на основе чего принимаются решения и осуществляются политические действия. Содержанием исходящих импульсов выступают:

1) регулирование поведения и взаимодействия в обществе;

2) распределение ценностей и услуг;

3) создание законов и норм.

Попадая в политическую систему, требования и поддержка превращаются в политические решения (из окружающей среды входят, снизу поддержка, сверху, требования. Попадают в политическую систему и выходят в окружающую среду в виде решений, сверху и действий, снизу. При чем, существует связь, между выходом и требованиями, поддержкой из окружающей среды. А, также, выходом и политической системой).

Благодаря исследованиям Истона политическую власть перестали отождествлять с властью государства и воспринимать как непознаваемую сущность. Однако сами функциональные структуры власти и властные отношения по-прежнему характеризовались лишь на общем плане. В своих рабатах Г. Алмонд попытался преодолеть существовавшую неконкретность. Особое внимание ученый сосредоточил на функциях «входа» и «выхода» политической системы.

К функциям входа он отнес: артикуляцию и агрегирование интересов, политическую социализацию, рекрутацию и коммуникацию. Артикуляция интересов – процесс формулирования и выражения требований к политическим структурам принимаемым политические решения. Агрегирование интересов – придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов и их иерархизация, соединение требований в партийные программы. Политическая социализация – процесс приобщения индивидов и групп к нормам и ценностям политической системы. Рекрутизация сводится к отбору лиц для осуществления властных функций в политической системе. Под политической коммуникацией поминается распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой.

Выполнение перечисленных функций возлагается на ряд политических структур: группы интересов, партии, законодательные органы власти. В функции «выхода» были включены: нормотворчество, исполнение законов правил и норм, а также контроль за их соблюдением. Эти функции реализуются законодательными, исполнительными и судебными органами власти.

2. Эффективность политической системы

Эффективность политической системы – это ее способность быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, регулировать социальные и политические отношения. Критериями эффективности политической системы можно считать уровень развития ее способностей, к которым относятся: 1) способность к мобилизации ресурсов, 2) способность контролировать поведение индивидов и групп, 3) способность распределять дефицитные ресурсы, услуги и статусы, 4) способность к сохранению и воспроизводству ценностей. Габриэль Алмонд в работе «Политика в развивающихся странах» (1971) сформулировал основные условия эффективности политической системы. К ним он отнес:

1. политическую социализацию;

2. рекрутацию;

3. артикуляцию и агрегацию интересов;

4. политическую коммуникацию;

5. введение, применение и контроль за применением правил (законодательную, исполнительную и судебную функции).

Для того, что бы политическая система была эффективной, ей необходима развитая (сильная) структурная дифференциация.

3. Политическая стабильность.

Политическая стабильность – это устойчивое состояние политической системы, основанное на способности реагировать на поступающие в нее требования, принимать эффективные решения и воплощать их в жизнь.

Важнейшими условиями политической стабильности считаются легальность и эффективность власти. Сеймур Липсет предложил различать политические системы на основе двух критериев: легитимности и эффективности власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: