Легитимные | Нелегитимные | |
Эффективные | ||
Неэффективные |
Стабильными Сеймур Мартин Липсет называет системы, являющиеся одновременно эффективными и легитимными (1); системы в которых отсутствует хотя бы один из указанных критериев: эффективные, но нелегитимные (2) или легитимные, но неэффективные (3), он относит к относительно стабильным системам; системы неэффективные и нелегитимные характеризуются им как нестабильные (4).
Перечислим факторы обуславливающие политическую стабильность:
· наличие значительной доли в социальной стратификации среднего класса;
· институционализация классовых, религиозных и других конфликтов;
· консенсус основных политических сил относительно базовых ценностей и правил игры;
· политическая культура участия, предполагающая ориентацию граждан на отстаивание и защиту своих интересов;
· законность и правопорядок;
· политическая конкуренция;
· свободный доступ к институтам политической системы групп, ранее не учувствовавших в политике.
Г. Алмонд решает вопрос, о стабильности политической системы исходя из таких факторов, как эффективность:
· политической социализации;
· рекрутации элиты;
· осуществления экстраординарной и процедурной политики.
Американский политолог Аренд Лейпхарт в книге «Демократия в многосоставных обществах» (1977) дает характеристику стабильности, и нестабильности демократии указал два фактора, способные дестабилизировать демократическую политическую систему: раскол политических элит и наличие глубокого социального, религиозного или этнического раскола в обществе.
Вывод: Итак, политическая система – это объективно существующая реальность. Это политическая сфера в полноте и множестве своих взаимодействий, совокупность общественных отношений по поводу политической власти, которая не может быть сведена к простой сумме действий политических акторов (субъектов действия).
Т. Парсонс и К. Дойч (один из инициаторов бихевиористской революции), рассматривают политическую систему в качестве «черного ящика», не подвергая ее специальному анализу. Другие авторы, например Истон, Алмонд, Дж. Бингем Пауэл, Дэвид Аптер, включают в свои концепции преобразования требований на «выходе», хотя и подходят к этому вопросу по-разному. Мы будем придерживаться следующей трактовки: политическая система – это система отношений, посредством которой государство реагирует на те или иные воздействия со стороны общества («вход») соответствующими решениями, политическими программами и направлениями политики («выход»).