Понятие уголовного закона, его специфические черты и значение 25
венциями в УК 1996 г. включены нормы, предусматривающие ответственность за нарушение равноправия граждан (ст. 136), за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186), за незаконный оборот наркотических средств с целью сбыта (ст. 228) и другие преступления, связанные с наркотическими средствами (ст. 229, 230, 231,232), за производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355), за геноцид (ст. 357) экоцид (ст. 358), наемничество (ст. 359) и др.
В ч. 1 ст. 1 Конституции РФ провозглашается: «Российская.Федерация — Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления». Правовой характер нашего государства является в настоящее время декларативным, российское государство только стремится стать таковым.
В условиях формирования правового государства закон, в том числе и уголовный, приобретает исключительно важное значение. Широкая правовая реформа, проводимая в стране, призвана обеспечить верховенство закона во всех областях государственной и общественной жизни, усилить механизмы поддержания правопорядка на основе развития народовластия.
|
|
В правовом государстве меняется соотношение государства и права: если до сих пор право в целом, его отдельные отрасли и институты рассматривались как некий атрибут государственной машины, как придаток государственного аппарата, то в правовом государстве право, являясь порождением воли народа, выраженной в законе, изданном высшими органами государственной власти, становится главным регулятором наиболее важных общественных отношений, в том числе и тех, которые регламентируют деятельность всех органов государственной власти и государственного управления.
Закон является фундаментом правового государства, защитником свободы и равенства граждан, порядка и организованности в обществе, гарантом принципа социальной справедливости.
Вместе с тем надо помнить, что юридические законы в отличие от объективных, естественных законов природы и общества, не зависящих, как известно, от сознания и воли людей, создаются и устанавливаются людьми, и поэтому целесообразность их разработки и принятия, их содержание и целенаправленность зависят целиком от воли законодателя, который, прежде чем принять закон, должен глубоко изучить и четко представлять интересы и потребности современного общества.