Введение. Планирование и организация эксперимента

Планирование и организация эксперимента

Курс лекций


ВВЕДЕНИЕ

Важным фактором в повышении производительности труда инженеров и научных работников является автоматизация исследований, включающая в себя широкий круг задач — от моделирования творческого процесса, организации коллективов и планирования научных исследований на основе применения методов кибернетики до создания автоматизированных научных приборов, средств и систем автоматизации экспериментов. Однако все эти задачи неразрешимы без проведения экспериментов. Эксперимент занимает главенствующее место среди способов получения информации о внутренних взаимосвязях явлений в природе и технике. Он является отправной точкой и критерием большинства наших знаний. Экспериментальные поиски часто ведутся в таких областях, где теоретически нельзя сделать каких-либо предвидений. С помощью экспериментальных данных, получаемых непосредственно от изучаемых объектов, проверяется истинность теоретических предпосылок. Чтобы представить себе масштабы повседневной экспериментальной работы, достаточно наряду с натурными исследованиями, проводимыми в различных областях науки, при проектировании новой техники учесть также испытания образцов опытной и серийной продукции на тысячах заводов.

По мере роста сложности исследуемых процессов и явлений возрастают затраты на аппаратуру и проведение эксперимента. Для проведения некоторых специальных экспериментов требуется такое количество энергии, которое было бы достаточным для энергоснабжения города средней величины. При этом постоянно возрастает сложность решаемых задач, а большой объем информации, необходимой для выяснения внутренних взаимосвязей в природе и технике, заставляет применять все более сложные многомашинные комплексы для обработки информации (27, 67) все чаще оказываются недоступными непосредственному измерению Характеристики объектов испытаний, подлежащие определению в результате эксперимента. Вследствие этого совокупность технико-экономических показателей, по которым проводится оценка испытуемого объекта или принимаются важные организационные и инженерные решения, не совпадает, как правило, с совокупностью параметров объекта, определяемых по результатам натурного эксперимента. Важной задачей является организация испытаний объектов, процессы, функционирования которых носят сложный динамический характер и подвержены существенным влияниям изменяющихся условий внешней среды или динамических свойств человека. В ходе испытаний собирается большое количество экспериментальных данных, требующих обработки и анализа. Разработка технического объекта (или технологического процесса) в большинстве случаев включает следующие этапы: лабораторная установка — опытная установка — промышленная экспериментальная установка, хотя установки, построенные в лабораторных условиях, во многом допускают экстраполяцию на промышленные установки. При этом продолжительность анализа и осмысливания результатов испытаний и их учета для корректировки характеристик новых изделий весьма значительна. Этот процесс хорошо иллюстрируется в отечественной и зарубежной практике соотношением час испытаний — тысяча часов обработки [27, 30].

Широкое применение экспериментальных методов привело к созданию теории эксперимента. Эта теория призвана дать экспериментатору ответы ни следующие вопросы:

1) как нужно организовать эксперимент, чтобы наилучшим образом решить поставленную задачу (в смысле затрат времени и средств или точности результатов);

2) как следует обрабатывать результаты эксперимента, чтобы получить максимальное количество информации об исследуемом объекте (или явлении);

3) какие обоснованные выводы можно сделать об исследуемом объекте по результатам эксперимента.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: