double arrow

Свободный склад

Свободный склад – таможенная процедура, при которой иностранные товары ввозятся в Российскую Федерацию (в место нахождения свободного склада) с целью производства средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, выпускаемых в дальнейшем на территории РФ.

Иностранные товары (при их ввозе в Россию), равно как и произведенные средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты (выпускаемые со свободного склада для внутреннего пользования на территории РФ), освобождаются (при соблюдении стоимостных и количественных ограничений) от уплаты ввозных таможенных платежей.

При реализации на территории РФ произведенных средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов подлежат уплате налоги в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

Следует сразу оговориться, что в настоящее время в России свободный склад существует только применительно к автомобильному производству1, т.е. специализированный свободный склад производственного типа. Вообще специ­ализация свободных складов производственного типа может быть многогранна, подобно разновидностям операций по переработке товаров. Кроме того, свободные склады могут иметь значение не только складов производственного, но и торгового типа.

1 Имеется в виду действие документов, регулирующих данную таможенную процедуру свободного склада. Примеров практического использования свободного склада на сегодняшний день нет.

Регулирование таможенной процедуры свободного склада осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 05.02.1998 № 135 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности», постановлением Правительства РФ от 23.04.1998 № 413 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности».

Для создания свободного склада необходимо получить лицензию. Лицензия выдается ФТС России российской коммерческой организации на основании решения Правительства РФ. В свою очередь, предложение о создании свободного склада вносится в Правительство РФ Минэкономразвития России на основании заключенного крупномасштабного1 инвестиционного проекта2. Предельный срок действия процедуры свободного склада по каждому инвестиционному проекту составляет семь лет. Минимальный срок действия процедуры (с учетом критериев оценки инвестиционного проекта) не должен быть менее пяти лет.

1 К крупномасштабному инвестиционному проекту относится инвестиционный проект по созданию или развитию производственных мощностей для выпуска современных средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов (в том числе реализуемый при участии иностранных инвесторов), который отвечает следующим критериям:

а) суммарный объем инвестиций в течение первых пяти лет осуществления инвестиционного проекта составляет не менее 1500 млн. руб. При участии иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале российской коммерческой организации, осуществляющей реализацию инвестиционного проекта, его вклад должен составлять не менее 150 млн. руб.;

б) доля затрат, произведенных на территории РФ по истечении пяти лет с начала реализации проекта и до окончания срока действия инвестиционного соглашения, относимых на себестоимость средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, составляет не менее 50 % от себестоимости конечной продукции.

Инвестиционный проект разрабатывается российской коммерческой организацией на основании технико-экономического обоснования, утвержденного Минэкономразвития России и имеющего заключение Экспертного совета при Правительстве РФ.

2 В 2002 г. на основании решения Правительства РФ ГТК России выдал лицензию на создание свободного склада ЗАО «Форд Моторз Компани» (г. Всеволжск Ленинградской области). Размер инвестиционного проекта составил порядка 150 млн. долл. (Таможня Северо-Запад (региональный выпуск). 2002. № 5. С. 3).

В 2004 г. распоряжением Правительства РФ от 12.12.2004 № 1597-р предписано ФТС России выдать по заявке ЗАО «Джи Эм – АВТОВАЗ» лицензию на учреждение свободного склада сроком на семь лет.

В соответствии с инвестиционным проектом и бизнес-планом российской коммерческой организацией подготавливается инвестиционное соглашение.

Бизнес-план должен содержать состав затрат на производство средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов (произведенных на территории свободного склада) по элементам с выделением стоимости сырья, материалов и комплектующих изделий, не происходящих с территории Российской Федерации.

Основаниями прекращения действия таможенной процедуры свободного склада могут служить:

- истечение срока действия лицензии;

- волеизъявление владельца свободного склада (до истечения срока действия лицензии);

- отзыв лицензии;

- аннулирование лицензии;

- вывоз товаров со свободного склада и их помещение под иную таможенную процедуру.

Находящиеся на ликвидируемом складе товары подлежат помещению под иную таможенную процедуру (за исключением случаев ликвидации на основании аннулирования лицензии), при этом таможенная стоимость таких товаров определяется на дату принятия таможенной декларации с заявленной новой таможенной процедурой (например, выпуск для внутреннего потребления).

Аннулирование лицензии осуществляется ФТС России на основании решения Правительства РФ. При аннулировании лицензии товары, ранее ввезенные из-за рубежа и находящиеся на свободном складе, подлежат повторному таможенному декларированию в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. В этом случае таможенная стоимость таких товаров определяется на дату их помещения на свободный склад.

Порядок помещения товаров на свободный склад, ведения производственной деятельности и ввоза средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов на таможенную территорию таможенного союза заключается в следующем.

1. Возимые на территорию свободного склада иностранные товары освобождаются от уплаты ввозных таможенных платежей. Не требуется также и принятия мер по обеспечению их уплаты. К таким товарам относятся отдельные комплектующие, используемые для изготовления средств автомобильного транспорта. Причем минимальный (обязательный) перечень этих комплектующих определен Правительством РФ. Например: кузов в сборе, двигатель с трансмиссией, радиатор, колеса ходовые в сборе, передние полуоси (передняя подвеска), задняя подвеска, аккумулятор, амортизаторы передней и задней подвесок, выхлопная система, комплект крепежных деталей. Данный перечень может уточняться решением Правительства РФ по предложению Минэкономразвития России, а также ФТС России для конкретного инвестиционного проекта.

2. Средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, произведенные на свободных складах, считаются происходящими из Российской Федерации, если соблюдается стоимостный минимум доли российских за­трат в себестоимости готовой (конечной) продукции1.

1 Данный стоимостный минимум установлен Правительством РФ, последовательно по возрастающей для каждого года использования свободного склада. Так, например, средства автомобильного транспорта при их вывозе с территории свободного склада и ввозе на остальную территорию РФ считаются происходящими из России при выполнении следующих условий:

а) с начала реализации инвестиционного проекта и в течение первого года средства автомобильного транспорта изготавливаются из отдельных комплектующих элементов, и доля затрат, произведенных на территории РФ и относимых на себестоимость, составляет не менее 10 % от себестоимости конечной продукции;

б) по истечении первого года и в течение второго года доля затрат, произведенных на территории РФ, составляет не менее 15% от себестоимости конечной продукции;

в) по истечении второго года и в течение третьего года – не менее 20% от себестоимости конечной продукции;

г) по истечении третьего года и в течение четвертого года средства автомобильного транспорта также изготавливаются из ввезенных комплектующих (за исключением кузова), при этом осуществляется сварка, окраска и сборка кузовов, и доля затрат, произведенных на территории РФ и относимых на себестоимость, составляет не менее 30% от себестоимости конечной продукции;

д) по истечении четвертого года и в течение пятого года с начала реализации проекта средства автомобильного транспорта изготавливаются из ввезенных комплектующих элементов (за исключением кузова), осуществляется сварка, окраска и сборка кузовов, и доля затрат, произведенных на территории РФ и относимых на себестоимость, составляет не менее 40% от себестоимости конечной продукции;

е) по истечении пятого года и до конца срока действия инвестиционного соглашения средства автомобильного транспорта изготавливаются из отдельных комплектующих элементов (за исключением кузова), осуществляется сварка, окраска и сборка кузовов, и доля затрат, произведенных на территории РФ и относимых на себестоимость, составляет не менее 50% от себестоимости конечной продукции.

Аналогичные критерии стоимостного минимума предусмотрены и для выпускаемых автомобильных компонентов, произведенных на свободном складе, за исключением требований по использованию ввозимых комплектующих зарубежного производства, а также без оговорок по отдельным видам производственных операций.

Документом, подтверждающим происхождение средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов с территории РФ, является сертификат происхождения товара, который выдается таможенным органом РФ.

3. Средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, признаваемые происходящими из Российской Федерации, не облагаются таможенными пошлинами, налогами при их вывозе с территории свободного склада на остальную территорию РФ, если соблюдаются количественные ограничения – квоты, устанавливаемые ежегодно Правительством РФ по вывозу готовой продукции со свободного склада1.

4. Средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, признаваемые российскими товарами, однако выпускаемые с превышением установленных квот, подлежат таможенному налогообложению в части такого превышения. В этом случае подлежат уплате таможенные платежи только в отношении иностранных комплектующих (использованных для изготовления готовой продукции) по ставкам, действующим на момент их помещения в сво­бодный склад.

5. При выпуске со свободного склада готовой продукции, не отвечающей критериям происхождения, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в отношении комплектующих иностранного происхождения (использованных для изготовления готовой продукции) по ставкам, действующим на момент выпуска со свободного склада готовой продукции.

Российская коммерческая организация (держатель лицензии), реализующая инвестиционный проект, ежегодно представляет в Минэкономразвития России, Минфин России и ФТС России отчет о доле затрат на производство в Российской Федерации средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов. Отчет должен быть заверен налоговым органом. К отчету прилагаются:

1 Например, определенная Правительством РФ квота по производству автомобилей Ford на заводе во Всеволжске (Ленинградская область) составляла 12,5 тыс. автомобилей в год (Таможня. 2003. № 11. С 2).

Для ЗАО «Джи Эм – АВТОВАЗ» на первый год функционирования свободного склада квота была установлена в размере 99 тыс. автомобилей (www.gavernment.ru).

- сведения о фактических инвестициях в реализацию крупномасштабного инвестиционного проекта;

- сведения об объемах выпуска и степени освоения технологического процесса изготовления средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов;

- отчет о фактическом использовании квот с указанием сумм таможенных платежей, не уплаченных в результате предоставления льгот.

И далее Минэкономразвития России, Минфин России и ФТС России на основе анализа представленных владельцем свободного склада документов вносят в Правительство РФ согласованные предложения о размерах квот на очередной период реализации инвестиционного соглашения.

На основании п. 2 ст. 202 ТК ТС таможенная процедура свободного склада должна устанавливаться международным договором государств – членов таможенного союза. Таким договором служит Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада. В соответствии с данным Соглашением таможенная процедура свободного склада – это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

С товарами, помещенными под таможенную процедуру свободного склада, и с товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, допускается совершение операций:

- по складированию, погрузке, хранению товаров;

- подготовке товаров к транспортировке и продаже, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарных качеств;

- переработке (обработке) товаров, в результате проведения которой товары теряют свои индивидуальные характеристики, и (или) по изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), а также операций по ремонту товаров;

- предусматривающих совершение сделок по передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами.

Вероятно, в отношении таможенной процедуры свободного склада, как и процедуры свободной таможенной зоны, следует ожидать издания дополнительных нормативных правовых актов, разъясняющих порядок и правила их применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: