Таможенный режим временного ввоза и таможенного склада

Временный ввоз. Временный ввоз — таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Основные положения таможенного режима временного ввоза закреплены в § 4 главы 19 ТК РФ.

Особенности временного ввоза отдельных товаров регулируются, в частности, Законом РФ "О ввозе и вывозе культурных ценностей" (раздел IV).

Перечень категорий товаров, временный ввоз которых допускается с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются постановлением Правительства РФ.

Правительством РФ также могут определяться виды товаров, для которых устанавливаются более короткие или более продолжительные сроки временного ввоза (по сравнению с предельным сроком временного ввоза, установленным законом, — пункт 1 ст. 213 ТК РФ).

Порядок заполнения ГТД при таможенном декларировании временно ввозимых в РФ товаров установлен приказом ГТК России от 21 августа 2003 г. № 915 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации".

Временный ввоз допускается при наличии возможности идентификации таможенным органом товаров при их обратном вывозе. Поэтому под таможенный режим временного ввоза, как правило,) не могут помещаться расходуемые материалы[5].

Исключения составляют случаи, когда в соответствии с международными договорами Российской Федерации допускается замена временно ввезенных товаров товарами того же типа.

Режим временного ввоза может быть заявлен как при ввозе товаров на таможенную территорию, так и при изменении таможенного режима ранее ввезенных иностранных товаров (например, находящихся в режиме таможенного склада).

Временно ввезенными товарами может пользоваться только лицо, получившее разрешение на временный ввоз товаров.

Предельный срок временного ввоза составляет два года.

Основным требованием по пользованию товарами в режиме временного ввоза является обеспечение сохранности товаров в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации).

ТК РФ допускает совершать с товарами операции, необходимые для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их помещения под таможенный режим временного ввоза.

Новеллой таможенного законодательства выступает возможность передачи с разрешения таможенного органа временно ввезенных товаров в пользование иному лицу, которое может выступать в качестве декларанта, то есть имеет юридические права, в соответствии с гражданским законодательством, в отношении временно ввезенного товара.

Передача временно ввезенных товаров разрешается при условии, что лицо берет на себя обязательства по соблюдению требований таможенного режима временного ввоза. Передача товаров иному лицу не приостанавливает и не продлевает срока временного ввоза.

В соответствии со ст. 209 ТК РФ временный ввоз товаров предусматривает полное либо частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Часть вторая (специальная)

Частичное условное освобождение от уплаты таможенных платежей предусматривает уплату сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в размере трех процентов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров в режиме временного ввоза. Под неполным месяцем считается любой период нахождения товара в режиме временного ввоза в соответствующем календарном месяце.

Платеж в размере трех процентов взимается от суммы, которая подлежала бы уплате при выпуске временно ввезенных товаров для свободного обращения.

Уплата таможенных пошлин, налогов при частичном условном освобождении возможна по выбору декларанта:

— при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза;

— периодически, до начала соответствующего периода нахождения товара в режиме временного ввоза (то есть помесячно).

Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, не должна превышать сумму таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были бы выпущены для свободного обращения (без учета пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов и процентов). В случае, если данная сумма станет равной той, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были выпущены для свободного обращения, товары считаются выпущенными для свободного обращения (при условии, что к товарам не применяются ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо ограничения, которые применялись на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, отменены).

Вместе с тем, учитывая предельные сроки временного ввоза (два года), выравнивание сумм таможенных платежей, уплаченных при частичном условном освобождении, с суммами, подлежащими уплате,, если бы временно ввезенные товары выпускались для свободного обращения, возможно только когда Правительством РФ установлены более продолжительные сроки временного ввоза для отдельных видов товаров.

Исключение ТК РФ предусмотрел только для временного ввоза товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), срок временного ввоза которых с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов составляет 34 месяца (34 х 3% = 102% платежа). При этом временный ввоз таких товаров допускается с условием, что последние не являются собственностью российских лиц, пользующихся временно ввезенными товарами на таможенной территории РФ.

Уплаченные суммы периодических таможенных платежей при обратном вывозе временно ввезенных товаров (реэкспорте) либо заявлении временно ввезенных товаров к иному таможенному режиму возврату не подлежат. Вместе с тем, они подлежат зачету в случае завершения таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения.

При этом за период, когда применялось частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена рассрочка со дня применения частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов (за исключением признания временно ввезенных товаров выпущенными для свободного обращения, в случаях выравнивания уплаченных по 3% сумм таможенных пошлин, налогов с суммами, подлежащими уплате при заявлении выпуска для свободного обращения).

Кроме того, при завершении режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения применяется таможенная стоимость и количество товаров на день их помещения под таможенный режим временного ввоза. Причем декларант вправе указать на уменьшение таможенной стоимости товаров и (или) уменьшение их количества, произошедшие вследствие их естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации), а также вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Корректировка таможенной стоимости товаров и (или) их количества возможна, если декларант представляет в таможенный орган достоверную и документально подтвержденную информацию.

Однако не всегда временный ввоз товаров сопровождается частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Так, на основании пункта 1 ст. 212 ТК РФ полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается в случаях, определяемых Правительством РФ, при условии, что временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации, например, временный ввоз контейнеров, поддонов, других видов многооборотной тары и упаковок, а также если временный ввоз товаров осуществляется в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма или если целью временного ввоза является оказание международной помощи.

В соответствии с пунктом 3 ст. 214 ТК РФ действие таможенного режима временного ввоза может быть приостановлено:

— при наложении ареста на временно ввезенные товары или их изъятии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— при помещении временно ввезенных товаров на таможенный склад;

— по просьбе лица, получившего разрешение на временный ввоз, при помещении временно ввезенных товаров, в отношении которых применялось частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения (например, режим свободной таможенной зоны (свободного склада).

После окончания срока приостановления действие таможенного режима временного ввоза возобновляется.

При возобновлении действия таможенного режима временного ввоза проценты, начисление и уплата которых предусмотрены в соответствии с ТК РФ, за период приостановления действия таможенного режима временного ввоза не начисляются и не уплачиваются.

Таможенное оформление и контроль временно ввозимых товаров может иметь ряд особенностей, обусловленных применением международных конвенций, к которым присоединилась РФ.

Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. № 1084 "О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений"[6], а также распоряжением ГТК России от 9 февраля 2000 г. № 01-99/152 "О таможенном оформлении товаров с применением карнета АТА"[7] отдельные категории товаров, перечисленные в приложениях к Конвенции, могут проходить процедуру таможенного оформления и соответственно таможенного контроля в упрощенном порядке. К числу таких товаров относятся:

— товары для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях;

— профессиональное оборудование;

— контейнеры, поддоны, упаковки, образцы и другие товары, ввезенные в связи с коммерческими операциями;

— товары, ввезенные для образовательных, научных или культурных целей.

Таможенное оформление временного ввоза таких товаров осуществляется с применением карнета АТА, который для таможенных целей рассматривается в качестве таможенной декларации при временном ввозе товара, а при временном вывозе прилагается к ГТД.

АТА — международный таможенный документ, позволяющий идентифицировать товары и используемый в качестве международно-действующей гарантии обеспечения уплаты таможенных платежей. Организацией, признаваемой в РФ в качестве гаранта уплаты причитающихся сумм таможенных платежей (в случае несоблюдения условий режима), является Торгово-промышленная палата Российской Федерации, которая также уполномочена выдавать карнеты АТА при временном вывозе товаров[8].

Срок действия карнета АТА составляет один год с даты его выдачи выдающей ассоциацией. Соответственно срок временного ввоза товаров с применением карнета АТА не может превышать срок, указанный в карнете АТА.

Срок действия таможенного режима временного ввоза для товаров, оформляемых с применением карнета АТА, исчисляется с момента фактического ввоза товаров на таможенную территорию РФ и завершается обратным их вывозом с этой территории. Декларирование временного ввоза товаров с применением карнета АТА может производиться в месте ввоза товара на таможенную территорию РФ (месте пересечения таможенной границы РФ).

Особо определен порядок уплаты таможенных платежей при несоблюдении условий режима временного ввоза и Конвенции. Например:

а) в случае неосуществления вывоза товаров, оформленных с применением карнета АТА, исчисляется сумма таможенных пошлин и налогов в долларах США, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения. При этом применению подлежат ставки таможенных пошлин и налогов, а также курсы иностранных валют, действующие на день принятия таможней ввоза первого (голубого[9] листа "transit") карнета AT А. Пени начисляются начиная со дня, следующего за днем принятия такого листа в таможне ввоза;

б) при фактическом вывозе товаров, но с нарушением срока обратного вывоза, исчисляется сумма таможенных пошлин и налогов в долларах США, которая подлежала бы уплате, если бы к товарам применялось частичное освобождение от уплаты таможенных платежей со дня истечения сроков временного ввоза. При этом применяются ставки таможенных платежей, а также курсы иностранных валют, действующие на день принятия таможней ввоза первого листа карнета АТА. Пени начисляются начиная со дня, следующего за днем истечения срока обратного вывоза товаров, установленного таможенным органом и указанного в карнете АТА;

в) в случае нецелевого использования товаров, временно ввезенных с применением карнета АТА, но при условии их обратного вывоза в установленный срок, исчисляется сумма таможенных платежей в долларах США, которая подлежала бы уплате, если бы к товарам применялось частичное освобождение от уплаты таможенных платежей с момента установления таможенным органом факта нецелевого использования товаров. При этом применяются ставки таможенных платежей, а также курсы иностранных валют, действующие на день установления таможенным органом факта нецелевого использования товаров. Пени начисляются со дня, следующего за днем установления таможенным органом факта нецелевого использования товаров.

Завершая рассмотрение таможенного режима временного ввоза (вывоза), надо признать, что данный режим является как бы прототипом большинства таможенных режимов, предусматривающих условный выпуск товаров. Дело в том, что элементы временного ввоза присутствуют всегда, например, временный ввоз с целью транзита, хранения, переработки. Отличие режима временного ввоза от иных режимов заключается в целевом использовании товаров, сроках такого использования, а также порядке налогообложения.

Таможенный склад. Таможенный склад — таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Допускается помещение в режим таможенного склада товаров, предназначенных для вывоза за пределы таможенной территории РФ (с особенностями хранения, предусмотренными ТК РФ).

Положения, регулирующие применение таможенного режима таможенного склада, равно как и порядок его создания, содержатся в главе 3 ТК РФ ("Деятельность в области таможенного дела") и § 5 главы 19 ТК РФ.

Правительством РФ могут определяться перечни товаров, помещение которых под режим таможенного склада запрещено либо ограничено, а также виды товаров, предназначенные для хранения только на таможенных складах закрытого типа.

Порядок таможенного декларирования товаров, заявляемых в режим таможенного склада, установлен приказом ГТК России от 21 августа 2003 г. № 915 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации".

Как таможенно - правовой институт, таможенный склад имеет двойственный предмет регулирования, поскольку охватывает не только собственно таможенный режим, но и вид деятельности в области таможенного дела. Поэтому изучение таможенного склада может состоять из нескольких этапов:

— порядок создания и функционирования таможенного склада;

— условия помещения товаров в режим таможенного склада, порядок их хранения (с учетом предусмотренных дозволений и запретов), а также порядок завершения действия режима.

В соответствии со ст. 216 ТК РФ таможенные склады могут учреждаться:

— российскими юридическими лицами, включенными в Реестр владельцев таможенных складов[10];

— таможенными органами РФ (без включения в Реестр владельцев таможенных складов).[11]

Для получения права на осуществление деятельности в статусе владельца таможенного склада российское юридическое лицо должно выполнить ряд условий:

— иметь во владении (в собственности или в хозяйственном ведении либо арендовать на срок не менее трех лет) помещения и/или открытые площадки, планируемые и пригодные для использования в качестве таможенного склада;

— принять меры по обеспечению уплаты таможенных платежей (для владельцев таможенных складов открытого типа сумма обеспечения определяется из расчета 2,5 миллиона рублей и дополнительно 1000 рублей за 1 квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 рублей за 1 кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение; для владельцев таможенных складов закрытого типа — 2,5 миллиона рублей);

— заключить договор страхования риска гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам (страховая сумма определяется из расчета 3500 рублей за один квадратный метр полезной площади, если в качестве таможенного склада используется открытая площадка, или 1000 рублей за один кубический метр полезного объема, если в качестве таможенного склада используется помещение, но не может быть менее двух миллионов рублей).

Включение в Реестр владельцев таможенных складов осуществляется на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении помимо сведений об организационно-правовой форме заявителя, сведений о выполнении условий включения в Реестр владельцев таможенных складов, а также иных необходимых данных должно указываться на тип создаваемого таможенного склада.

В соответствии со ст. 224 ТК РФ таможенные склады могут быть открытого и закрытого типа.

Таможенные склады открытого типа предназначены для хранения любых, не запрещенных к помещению в режим таможенного склада товаров, принадлежащих любым лицам.

Таможенные склады, создаваемые таможенными органами, могут быть только складами открытого типа.

Таможенные склады закрытого типа, как правило, создаются для хранения товаров владельца таможенного склада. Например, российское производственное предприятие в своей деятельности постоянно нуждается в определенных, ввозимых из-за рубежа товарах (комплектующих для ремонта автомобилей). Создание собственного таможенного склада позволяет ввозить необходимое количество товаров, которые могут храниться на таком складе сроком до трех лет без уплаты таможенных платежей. В течение данного срока хранения товары вывозятся со склада только по мере производственной необходимости с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении выпускаемой для свободного обращения части товара.

В отдельных случаях таможенные склады закрытого типа могут создаваться для хранения отдельных видов товаров, перечень которых определяется Правительством РФ.

Собственно таможенный склад представляет собой специально выделенное и обустроенное помещение и/или открытую стоянку, территории которой являются зоной таможенного контроля.

Обустройство и оборудование таможенного склада должно отвечать требованиям:

— обеспечения надлежащей сохранности товаров;

— исключения возможности доступа к товарам посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении хранящихся товаров);

— обеспечения возможности проведения таможенного контроля товаров.

На каждое территориально обособленное помещение и (или) каждую территориально обособленную открытую площадку, которые предназначены для использования в качестве таможенного склада, представляется отдельное заявление. Соответственно по каждому такому заявлению выдается отдельное свидетельство о включении в Реестр владельцев таможенных складов.

Срок действия свидетельства о включении в Реестр владельцев таможенных складов составляет пять лет.

При осуществлении своей деятельности владелец таможенного склада несет ответственность:

— за соблюдение требований таможенных правил (в противном случае возможно привлечение к административной ответственности, например, за несоблюдение требований хранения товаров в режиме таможенного склада — ст. 16.14 КРФоАП);

— за уплату таможенных платежей (в случае утраты товаров либо выдачи без разрешения таможенного органа — пункт 2 ст. 320, пункт 2 ст. 230 ТК РФ);

— гражданско-правовую ответственность по возмещению вреда, причиненного лицу, товары которого хранились на таможенном складе;

— в виде отзыва свидетельства о включении в Реестр владельцев таможенных складов (например, в случае неоднократного привлечения к административной ответственности за совершение отдельных правонарушений в области таможенного дела :— ст. 231 ТК РФ).

При хранении товаров на таможенных складах, созданных таможенными органами, владельцы таких складов несут ответственность за уплату таможенных платежей (в случае утраты товаров) и гражданско-правовую ответственность по возмещению вреда, причиненного лицу, товары которого хранились на таможенном складе.

Хранение товаров на таможенном складе таможенного органа является безвозмездным. Лицо, поместившее товары на таможенный склад таможенного органа, возмещает необходимые расходы на хранение товаров в соответствии с ГК РФ.

Таможенный склад как таможенный режим характеризуется возможностью хранения товаров до трех лет с освобождением от уплаты таможенных платежей. Данный срок может быть и менее трех лет. Конкретный срок хранения товаров определяется лицом, помещающим товары на таможенный склад, в таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 2 ст. 218 ТК РФ товары, имеющие ограниченные сроки годности и (или) реализации, должны быть заявлены к иному таможенному режиму, чем таможенный режим таможенного склада, и вывезены с таможенного склада не позднее чем за 180 дней до истечения указанного ограниченного срока.

Отдельные сроки предусмотрены для целей освобождения хранящихся на таможенном складе товаров от уплаты внутренних налогов. Например, при помещении на таможенный склад российских товаров, предназначенных для вывоза с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта, предоставляются освобождение от уплаты, возмещение или возврат сумм внутренних налогов, если такие освобождение, возмещение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе указанных товаров с таможенной территории РФ. При неосуществлении фактического вывоза таких товаров в течение шести месяцев со дня помещения на таможенный склад указанные суммы взимаются с начислением на них процентов по ставкам рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшим в период хранения товаров на таможенном складе (пункт 2 ст. 220 ТК РФ).

В случае помещения на таможенный склад для целей последующего вывоза за пределы РФ иностранных товаров, ранее помещенных под иные таможенные режимы, такие товары освобождаются от ввозных таможенных платежей либо уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (если такое освобождение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе иностранных товаров). При неосуществлении вывоза данных товаров за пределы РФ, например, в случае заявления товаров к выпуску для свободного обращения, помимо уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежат взиманию проценты с указанных сумм.

При помещении товаров в режим таможенного склада, как правило, не требуется предоставления таможенным органам документов разрешительного характера, связанных с нетарифными мерами регулирования (например, сертификата соответствия). Вместе с тем, в отношении ввезенной из-за рубежа продукции растительного и животного происхождения фитосанитарный и ветеринарный контроль все же проводится.

В период хранения на таможенном складе товаров последние могут подвергаться операциям, связанным с обеспечением их сохранности (чистка, проветривание, сушка, нанесение антикоррозийного покрытия и др.), также товары могут осматриваться, измеряться, перемещаться в пределах таможенного склада. Указанные операции могут производиться без разрешения таможенного органа и при условии, что это не повлечет изменений состояния товаров, не нарушит их упаковку или не изменит наложенные средства идентификации.

Все другие операции с хранящимися на таможенном складе товарами, в том числе взятие проб и образцов товаров (с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов, если образец не возвращается на склад в течение месяца), простые сборочные операции, а также операции, необходимые для подготовки товаров к продаже и транспортировке, включая дробление партий, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции, необходимые для улучшения товарных качеств, могут совершаться лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями только с разрешения таможенного органа.

ТК РФ предусмотрена:

а) возможность хранения отдельных товаров в режиме таможенного склада, но вне мест расположения территорий и помещений, имеющих статус таможенных складов (по причине отсутствия соответствующих условий хранения, например, из-за значительных габаритов товаров — пункт 4 ст. 217 ТК РФ);

б) возможность распоряжения товарами до завершения действия таможенного режима таможенного склада, за исключением случаев хранения товаров в местах, не являющихся таможенными складами (лицо, приобретшее имущественные права на товары, обязано соблюдать требования режима таможенного склада — пункт 4 ст. 219 ТК РФ);

в) возможность перемещения товаров с одного таможенного склада на другой (при этрм течение срока хранения товара в режиме таможенного склада не прерывается и не приостанавливается).

Действие таможенного режима таможенного склада завершается помещением товаров под иной таможенный режим. Хранящиеся на таможенном складе' товары должны быть заявлены к иному таможенному режиму не позднее дня истечения срока их хранения.

Примечательно, что на основании пункта 2 ст. 223 ТК РФ завершить действие режима таможенного склада может любое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта. Представляется, что здесь необходимо различать такие понятия, как возмож-, ность и обязанность. То есть обязанность завершить действие таможенного режима таможенного склада лежит на том, кто изначально помещал товар в данный таможенный режим (выступа! декларантом), а правом завершения действия режима может воспользоваться любое лицо, имеющее юридические права на товар обладающее, в соответствии с ТК РФ, признаками декларанта.

В соответствии со ст. 221 ТК РФ товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их хранения на таможенном складе, подлежат помещению под определенный таможенный режим, как если бы они были ввезены на таможенную территорию РФ в негодном, испорченном или поврежденном состоянии. При этом согласно пункту 4 ст. 223 ТК РФ таможенный режим уничтожения может быть заявлен владельцем таможенного склада.

В случае выпуска товаров с таможенного склада для свободного обращения применяется таможенная стоимость и/или количество товара на день такого выпуска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: