Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент в туризме»
1. Нововведение как объект управления
2. Понятие инновации и ее основные свойства. Функции инновации
3. Цель, задачи и функции инновационного менеджмента в туризме
Нововведение как объект управления
Последние десятилетия ярко продемонстрировали научно-практическую значимость инновационного развития как важнейшего фактора экономического роста национальных экономик и всех хозяйствующих субъектов. Будущее развитие стран в условиях глобальной экономики определяется центральной ролью нововведений, повышающих производительность труда, эффективность вложения капитала.
Инновационное развитие организации в современных условиях — неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом. Последнее, в свою очередь, отражается на показателях прибыли и эффективности производства. Однако российская экономика несет в себе наследие планово-административной экономики, в которой важная роль внедрения инноваций отводилась только в перспективных отраслях. Руководители многих туристских предприятий, организаций и турфирм до сих пор не осознают первостепенность научно-технического развития своих объектов и не придают большого значения повышению качества продукции и услуг, предпочитая экономию на затратах как способ максимизации прибыли. Это сразу снижает адаптивность организаций к изменениям во внешней среде и делает их, неконкурентоспособными в среднесрочном и долгосрочном периодах.
|
|
Опыт промышленно развитых стран показывает, что роль инноваций в экономике велика. Они как проявление НТП помогают изменять и совершенствовать не только товары и услуги, но и систему управления организациями, приводя ее в соответствие с требованиями современной среды. Таким образом, инновации в организации выступают формой проявления научно-технического прогресса на микроуровне.
Инновационная деятельность, несмотря на перспективность, может сыграть и отрицательную роль в том случае, когда работа инновационного отдела в структуре организации существует сама по себе и его усилия направлены на достижение своих собственных целей. В результате значительные инвестиции на инновации работают «впустую», то есть не направлены на достижение главной цели организации. Поэтому инновации выступают объектом управления, а инновационный менеджмент предполагает эффективное использование и управление инновациями с целью обеспечения эффективности деятельности организации в целом.
|
|
Основой научно-технического прогресса являются изобретения и открытия. Когда появившиеся изобретения находят свое практическое применение в какой-либо области человеческой деятельности, они ведут к созданию нового продукта или новой технологии (то есть процесса производства продукта). Это означает, что идея, положенная в основу изобретения, превратилась в нововведение.
Нововведение всегда стимулирует появление новых идей, так как развивает любопытство человека: «А что будет, если...?»
Так возникает инновационная спираль:«... научно-технический прогресс – идея – нововведение - научно-технический прогресс – идея - нововведение -...»
Таким образом, нововведение представляет собой объективный закон развития человеческого общества, а инновационная активность предприятия является главным фактором выживания в конкурентной борьбе за потребителя и залогом успешного хозяйствования.
С первого момент появления человека на Земле он начинает руководствоваться одной основной потребностью — потребностью выживания. Она заставляет человека думать и трудиться. Когда же у человека появляется время, свободное от забот, посвященных добыче хлеба насущного (на сегодня и завтра), и он начинает думать об отдыхе, размышлять о других вещах и явлениях, у него возникает еще одна потребность — потребность в удовлетворении своей любознательности, своего любопытства.
Любознательность (любопытство) является одним из физиологических свойств всего животного мира, в том числе и человека. Удовлетворить любопытство можно, только обладая какой-либо информацией. Так у человека появляется еще одна необходимая потребность — потребность в информации.
Информация дает толчок к деятельности человека в новом направлении. А это уже означает появление прогресса (лат. progress — движение вперед), который впоследствии принимает форму технического прогресса (например, появление лука и стрелы на высшей ступени дикости, гончарного ремесла на низшей ступени варварства, плавка железной руды на высшей ступени варварства и т. п.).
Развитие прямого товарообмена приводит к появлению денег как посредника этого обмена. Появление металлических денег — это уже начало цивилизации. Купцы, обладая излишком денег, дают их в рост под проценты (кредит), финансируют войны, пиратские набеги, путешествия и развитие наук. И технический прогресс в условиях товарно-денежных отношений превращается в научно-технический прогресс.
В целом, современная социально-экономическая система характеризуется переходом от воспроизводственного типа развития к инновационному, ориентированному на нововведения. Слияние производственной и научно-технической сфер, осуществленное в XX в., предопределило эти изменения, что позволило обеспечить технологический прорыв в различных отраслях хозяйственной деятельности.
В настоящее время использование наукоемких продукций, современных информационных технологий, разработка и внедрение новшеств во всех сферах хозяйственной деятельности являются главными факторами, определяющими конкурентоспособность.
В этой связи особую актуальность приобретает формирование механизма, направленного на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро- и микроуровнях, т.е. механизма инновационного менеджмента.