Нововведение как объект управления

Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент в туризме»

1. Нововведение как объект управления

2. Понятие инновации и ее основные свойства. Функции инновации

3. Цель, задачи и функции инновационного менеджмента в туризме

Нововведение как объект управления

Последние десятилетия ярко продемонстрировали на­учно-практическую значимость инновационного развития как важнейшего фактора экономического роста нацио­нальных экономик и всех хозяйствующих субъектов. Бу­дущее развитие стран в условиях глобальной экономики определяется центральной ролью нововведений, повыша­ющих производительность труда, эффективность вложе­ния капитала.

Инновационное развитие организации в современных усло­виях — неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности про­дукции и организации в целом. Последнее, в свою очередь, от­ражается на показателях прибыли и эффективности производства. Однако российская экономика несет в себе наследие пла­ново-административной экономики, в которой важная роль внедрения инноваций отводилась только в перспективных отраслях. Руководители многих туристских предприятий, организаций и турфирм до сих пор не осознают первостепенность научно-технического раз­вития своих объектов и не придают большого значения повы­шению качества продукции и услуг, предпочитая экономию на затратах как способ максимизации прибыли. Это сразу снижает адаптивность организаций к изменениям во внешней среде и делает их, неконкурентоспособными в среднесрочном и долго­срочном периодах.

Опыт промышленно развитых стран показывает, что роль инноваций в экономике велика. Они как проявление НТП помо­гают изменять и совершенствовать не только товары и услуги, но и систему управления организациями, приводя ее в соответствие с требованиями современной среды. Таким образом, инновации в организации выступают формой проявления научно-технического прогресса на микроуровне.

Инновационная деятельность, несмотря на перспективность, может сыграть и отрицательную роль в том случае, когда работа инновационного отдела в структуре организации существует сама по себе и его усилия направлены на достижение своих собствен­ных целей. В результате значительные инвестиции на иннова­ции работают «впустую», то есть не направлены на достижение главной цели организации. Поэтому инновации выступают объектом управления, а инновационный менеджмент предполагает эффективное использование и управление инновациями с целью обеспечения эффективности деятельности организации в целом.

Основой научно-технического прогресса являются изобретения и открытия. Когда появившиеся изобретения находят свое практическое применение в какой-либо области человеческой деятельности, они ве­дут к созданию нового продукта или новой технологии (то есть процес­са производства продукта). Это означает, что идея, положенная в осно­ву изобретения, превратилась в нововведение.

Нововведение всегда стимулирует появление новых идей, так как развивает любопытство человека: «А что будет, если...?»

Так возникает инновационная спираль:«... научно-технический про­гресс – идея – нововведение - научно-технический прогресс – идея - но­вовведение -...»

Таким образом, нововведение пред­ставляет собой объективный закон развития человеческого общества, а инновационная ак­тивность предприятия является главным фактором выживания в конкурентной борьбе за потребителя и залогом успешного хозяйствования.

С первого момент появления человека на Земле он начинает руковод­ствоваться одной основной потребностью — потребностью выживания. Она заставляет человека думать и трудиться. Когда же у человека появля­ется время, свободное от забот, посвященных добыче хлеба насущного (на сегодня и завтра), и он начинает думать об отдыхе, размышлять о других вещах и явлениях, у него возникает еще одна потребность — потребность в удовлетворении своей любознательности, своего любопытства.

Любознательность (любопытство) является одним из физиологи­ческих свойств всего животного мира, в том числе и человека. Удовлет­ворить любопытство можно, только обладая какой-либо информацией. Так у человека появляется еще одна необходимая потребность — по­требность в информации.

Информация дает толчок к деятельности человека в новом направ­лении. А это уже означает появление прогресса (лат. progress — движе­ние вперед), который впоследствии принимает форму технического прогресса (например, появление лука и стрелы на высшей ступени дико­сти, гончарного ремесла на низшей ступени варварства, плавка желез­ной руды на высшей ступени варварства и т. п.).

Развитие прямого товарообмена приводит к появлению денег как посредника этого обмена. Появление металлических денег — это уже начало цивилизации. Купцы, обладая излишком денег, дают их в рост под проценты (кредит), финансируют войны, пиратские набеги, путе­шествия и развитие наук. И технический прогресс в условиях товар­но-денежных отношений превращается в научно-технический про­гресс.

В целом, современная социально-экономическая система характери­зуется переходом от воспроизводственного типа развития к ин­новационному, ориентированному на нововведения. Слияние про­изводственной и научно-технической сфер, осуществленное в XX в., предопределило эти изменения, что позволило обеспечить технологический прорыв в различных отраслях хозяйственной де­ятельности.

В настоящее время использование наукоемких продукций, современных информационных технологий, разработка и внедре­ние новшеств во всех сферах хозяйственной деятельности являются главными факторами, определяющими конкурентоспособ­ность.

В этой связи особую актуальность приобретает формирова­ние механизма, направленного на стимулирование и эффектив­ное управление инновационными процессами на макро- и микроуровнях, т.е. механизма инновационного менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: