Инновации с коммерческой или маркетинговой доминантой

Инновация Пример
Новое средство платежа Новая комбинация эстетических и функциональных свойств Новая презентация товара Новая форма торговли Новый вид рекламы Новое применение известного товара Новый способ продаж Кредитная карточка Оригинальная зажигалка, совмещенная с открывалкой для пивных бутылок Карманное издание книги (покет) Электронная торговля Плакаты на автобусных остановках Шампунь «2 в 1», «3 в 1» Телемаркетинг, интернет-магазин

Коммерческие нововведения возникают в результате применения наук о человеке и являются организационными. Они больше нуждают­ся в творческом воображении, изобретательности и ноу-хау, чем в фи­нансовых ресурсах.

Граница между этими формами инноваций размыта, и технологи­ческие нововведения часто приводят к нововведениям коммерческим.

Например, прогресс в обработке информации позволил разработать систему штрих-кода, способствующую сокращению времени обслужи­вания клиентов и уменьшению числа краж в супермаркетах. Но воз­можна и обратная последовательность: некоторые организационные новшества способствуют внедрению технологических нововведений. Так, распространение идеи самообслуживания повлекло за собой созда­ние торговых автоматов.

В современной экономической литературе отсутствует одно­значное толкование инновации: существуют широкий и узкий под­ходы к ее определению.

В общем понимании(широкий подход) под инновацией под­разумевают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. В рамках данного подхода различные специалисты оп­ределяют нововведение либо как результат целесообразной твор­ческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действовавшего, но устаревшего.

В узком смыслеинновация — новое техническое решение, осуществленное на практике.

Нововведение представляет собой замену старого объекта (яв­ления) новым. Используются два толкования этого термина — но­вовведение как процесс и нововведение как результат. В табл. 1.2 приведены определения ученых, профессионально занимающихся инновациями.

Таблица 1.2

Варианты определения понятия «инновация»

Источник Определение
Борисов А.Б. Большой экономический сло­варь. — М.: Книжный мир,2000 Инноваций (нововведение) означает результат творче­ской деятельности, направленной на разработку, созда­ние и распространение новых видов изделий, техноло­гий, внедрение новых организационных форм и т.д.
Инновационный ме­неджмент: Учеб. посо­бие. — СПб.: Наука, 2000 Инновация — использование в той или иной сфере об­щества результатов интеллектуальной (научно-техни­ческой) деятельности, направленных на совершенство­вание процесса деятельности или его результатов
Балабанов И. Т. Иннова­ционный менеджмент. — СПб: Питер, 2001 Инновация (англ. innovation — нововведение, новшест­во, новаторство) представляет собой материализован­ный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы органи­зации производства, труда, обслуживания и управле­ния, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и пр.
Большой толковый сло­варь бизнеса. — М.: Вече, ACT, 1998 Инновация — доведение до рынка результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР)
Брайан. Т. Управление научно-техническими нововведениями. — М.: Экономика, 1989 Инновация — процесс, в котором интеллектуальный товар — изобретение, информация, ноу-хау или идея — приобретает экономическое содержание
Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инновации. — М.: Филин, 1997 Инновация — освоение новой продуктовой линии, осно­ванной на специально разработанной оригинальной тех­нологии, которая способна вывести на рынок продукт, удовлетворяющий не обеспеченные существующим предложением потребности
Валента Ф. Управление инновациями. — М.: Прогресс, 1985 Инновация — изменение в первоначальной структуре про­изводственного механизма, т.е. переход его внутренней структуры к новому состоянию; касается продукции, тех­нологии, средств производства, профессиональной и ква­лификационной структуры рабочей силы, организации; изменения как с положительными, так и с отрицательны­ми социально-экономическими последствиями
ВолдачекЛ. Стратегия управления инновация­ми на предприятии. — М.: Экономика, 1989 Инновация — целевое изменение в функционировании предприятия как системы (количественное, качествен­ное в любой сфере деятельности предприятия)
Гвишиани Д.М. Диалек-тико-материалистичес-кие основания систем­ных исследований // Диалектика и систем­ный анализ. — М.: На­ука, 1986 Инновация — комплексный процесс создания, распростра­нения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности; одновременно это процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совер­шается его жизненный цикл
Гольдштейн Г.Я. Иннова­ ционный менеджмент // www.aup.ru/books/ Инновация — результат взаимодействия сфер НИОКР, маркетинга, производства и управления
Ильенкова С.Д. Иннова­ционный менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 1997 Инновация — конечный результат внедрения новшест­ва с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта
Канторович Л.В. Сис­темный анализ и неко­торые проблемы науч­но-технического про­гресса: Диалектика и системный анализ. — М.: Наука, 1986 Инновации — научные открытия или изобретения, име­ющие практическое применение и удовлетворяющие социальным, экономическим и политическим требова­ниям, дающие эффект в соответствующих областях
Концепция инновацион­ной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг. // Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г Инновация (нововведение) — конечный результат ин­новационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реа­лизуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практиче­ской деятельности
Медынский В.Г. Инно­вационный менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М,2002 Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога
Раппопорт В. Диагнос­тика управления: прак­тический опыт и реко­мендации. — М.: Эконо­мика, 1988 Инновация — практическое осуществление качествен­но новых решений, суть стратегии и содержания стра­тегии предприятия
Санто Б. Инновация как средство экономиче­ского развития. — М.: Прогресс, 1990 Инновации — общественный, технический, экономиче­ский процесс, практическое использование идей, изоб­ретений, которое приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, ориентировано на эко­номическую выгоду, прибыль, добавочный доход, охва­тывает весь спектр видов деятельности — от исследо­ваний и разработок до маркетинга
Фатхутдинов Р.А. Инно­вационный менедж­мент. — СПб.: Питер, 2004 Инновация — конечный результат внедрения новшест­ва с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта

После анализа и обобщения приведенных в таблице определе­ний можно сделать

следующие выводы.

Бесконечное число конкретных ситуаций по переходу объек­тов, систем, предприятий, общества в целом из одного состояния в другое, более совершенное и предполагающее нововведения, до­пускает возможность бесконечного числа формулировок и опре­делений. Приведенные выше формулировки отражают те пробле­мы, с которыми сталкивались авторы.

Переход в более совершенное состояние предполагает внедрение и реализацию новшеств — новых средств, способов, продуктов, методов, технологий, которые необходимо придумать, разра­ботать, изобрести.

Инновация как реализованная совокупность новых знаний должна иметь практическое применение и давать эффект в соответствующих областях.

В зависимости от объекта и предмета исследования инновации рассматриваются:

как результат (И.Т. Балабанов, Г.Я. Гольдштейн, С.Д. Ильенкова, Л.В. Канторович, В.Г. Медынский, Р.А. Фатхутдинов);

как изменение (Ф. Валента, Л. Волдачек, Дж. Шумпетер);

как процесс ( Т. Брайан, СВ. Валдайцев, В. Раппопорт, К. Пасс, Б. Лоус, Э. Пендлтон, Л. Чедвик, Б. Санто, Г.М. Гвишиани);

как систему (Н.И. Лапин, И. Шумпетер);

В настоящее время существует международный стандарт поня­тия «инновации» как вполне определенной управленческой кате­гории. Он содержится в документах, известных под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло» (приняты на кон­ференциях в соответствующих городах). Понятия инновации, при­нятого в этих документах, придерживаются большинство теорети­ков и практиков в области управления. Именно оно взято за осно­ву и при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в России, при разработке концепций, программ, других стратегиче­ских документов по инновационной деятельности. Согласно меж­дународному стандарту, инновация (нововведение) — это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Российскими официальными терминами по инновации явля­ются термины, используемые в Концепции инновационной поли­тики Российской Федерации на 1998—2000 гг., одобренной поста­новлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. Такими термина­ми являются:

«инновация (нововведение)» — конечный результат инноваци­онной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процес­са, используемого в практической деятельности;

«инновационная деятельность» — процесс, направленный на реа­лизацию результатов законченных научных исследований и раз­работок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;

«государственная инновационная политика» — определение ор­ганами государственной власти РФ и органами государствен­ной власти субъектов Федерации целей инновационной стра­тегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;

«инновационный потенциал» (государства, отрасли, организа­ции) — совокупность различных видов ресурсов (включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-техни­ческие и др.), необходимых для осуществления инновацион­ной деятельности;

«инновационная сфера» — область деятельности производите­лей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций;

«инновационная инфраструктура» — организации, способству­ющие осуществлению инновационной деятельности (иннова­ционно-технологические центры, технологические инкубато­ры, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализи­рованные организации);

«инновационная программа» (федеральная, межгосударственная,
отраслевая) — комплекс инновационных проектов и меропри­ятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение за­дач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии).

Инновационная деятельность охватывает весь инновационный процесс — начиная с появления идеи и заканчивая внедрением и диффузией продукта. Таким образом, инновационная деятель­ность — это вид деятельности, связанный с получением и трансфор­мацией результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в производстве с получением соответствующего эффекта. При таком подходе инновацию можно назвать также инновационным продуктом или продуктом инновационной деятельности.

Академик Л.И. Абалкин предлагает использовать термины «инновационная активность» и «инновационно-активное пред­приятие» при следующих определениях. Инновационная актив­ность — динамичная целенаправленная деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, процессных, организационных и управленческих нововведений с целью получения инновационно-активным предприятием ком­мерческой выгоды и конкурентных преимуществ[1].

Инновационно-активное предприятие — предприятие, осуществляющее разработ­ку и применение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды инновационной деятель­ности.

Близко к понятию «инновационная деятельность» понятие «ин­новационный процесс». Инновационный процесс представляет собой процесс создания, внедрения и распространения нововведений (инно­ваций). В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена в виде ряда этапов с получением следующих основ­ных результатов:

- получение новшества, т.е. оформленных результатов закон­ченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иных научно-технических результатов;

- внедрение новшеств в продукт, технологию или услугу, т.е.нововведение или инновация;

- диффузия инноваций, под которой подразумевается распро­странение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях.

Отметим, что диффузия инновации — это процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между участниками социальной системы во времени.

Следует отметить, что представление инновации в виде но­вой техники является, по мнению многих специалистов, некор­ректным, так как термин «новая техника» характеризует производственную сферу, в то время как инновации охватывают все сферы деятельности общества: производственную, экономиче­скую, организационную, правовую, социальную.

Итак, нововведением следует считать существенное изменение в любой области общественного развития, направ­ленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике.

Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды или, иначе говоря, получение коммерческой выгоды от практического исполь­зования.

Причина возникновения инновацийзаключается в посто­янном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему. В современных условиях к одному из побудительных моти­вов создания новшеств относится также конкуренция на рынке, т.е. инновации связаны с рынком.Конкуренция стимулирует пред­приятия разрабатывать и внедрять новинки либо для удержа­ния своих позиций на рынке, либо для освоения нового сегмен­та и получения дополнительных конкурентных преимуществ зависимости от инновационной стратегии фирмы).

Связь инновации с рынком является взаимообусловлен­ной: неудовлетворенный рыночный спрос стимулирует создание и внедрение новшества; в свою очередь, появление инновации на рынке изменяет соотношение спроса и предложения, фор­мирует новые рыночные сегменты, порождая новые рыночные потребности.

В настоящий момент существует тес­ная связь между научной и производственной сферами. Это обусловлено тем, что в современных условиях устойчивый эконо­мический рост достигается за счет ускорения процессов внедрения в хозяйственный механизм новых решений и обеспечения не­прерывности инновационной деятельности.

Процесс создания и внедрения инноваций ориентирован на получение положительного эффекта,который выражается в виде конкурентных преимуществ, приобретаемых фирмой. При угро­зе развития кризиса на предприятии своевременно предприня­тые инновации могут позволить устранить возникшую опасность и предотвратить кризис.

Однако положительный эффект в инновационной деятель­ности не всегда достижим, поскольку нововведения являются спе­цифическим продуктом. Эта специфика заключается в неопреде­ленности, возникающей при практическом использовании новшест­ва, особенно при выводе на рынок продуктовых нововведений. Так, около 90% инноваций не воспринимаются рынком, поскольку существует масса факторов, влияющих на эффективность про­движения нововведения и затрудняющих прогнозирование мас­штабов его распространения.

Таким образом, инновационная деятельность является об­ластью высоких рисков.По этой причине внедрению новой наукоемкой продукции на рынок должна предшествовать правиль­но организованная рекламная кампания, в процессе которой по­требитель информируется о характеристиках новинки. Инфор­мационное обеспечение инновационных процессов считается ос­новным элементом внедрения и масштабного распространения новшеств.

Нововведения — это результат планируемой и скоорди­нированной деятельностисубъектов инновационного процес­са: разработчиков (научно-исследовательские институты, инжи­ниринговые компании), инвесторов (финансовые организации или крупные компании, венчурные фонды), внедренческих фирм. Ка­чественное управление процессами нововведений позволяет зна­чительно снизить инновационные риски и увеличить эффект от коммерциализации. Изменения, происходящие на предприятии спонтанно, инновациями не являются.

Инновация — это экономическая категория. Как категория (греч. kategoria — высказывание, суждение) инновация отражает наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений.

Сущность категории проявляется в ее функциях. Функция (лат. functio — исполнение, совершение) экономической категории выража­ет внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений. Функ­ции инновации отражают ее назначение в экономической системе госу­дарства и ее роль в хозяйственном процессе.

Инновация является реализованным на рынке результатом, получен­ным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги — инновация». Денежные средства, получен­ные предпринимателем (продуцентом, инвестором-продавцом) в ре­зультате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инно­ваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инноваци­онного процесса.

Исходя из этого можно сказать, что инновация выполняет следую­щие три функции:

1) воспроизводственную;

2) инвестиционную;

3) стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представ­ляет собой важный источник финансирования расширенного воспро­изводства.

Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности иннова­ционного процесса.

Предпринимательская прибыль может направляться на расширение объемов производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Эти направления использования прибыли отражаются в «Плане денежных потоков хозяйствующего субъекта».

Таким образом, получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет содержание воспроизводственной функции инновации.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может исполь­зоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капита­ла. Капитал представляет собой деньги, предназначенные для извлече­ния прибыли. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким обра­зом, использование прибыли от инновации для инвестирования состав­ляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации иннова­ции прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хо­зяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, приме­нять более современные приемы управления финансами (реинжини­ринг, бранд-стратегия, бенчмаркинг и др.) Все вышеперечисленное со­ставляет содержание стимулирующей функции инновации.

Процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы или человеческой среды на­зывается исследованием. С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Изобретение — это результат исследова­ний, реализованный в новом приборе, механизме, инструменте, технологии, методе и прочем, созданном человеком. Открытие — это результат исследований, возможно, побочный. Открытием же является процесс получения ранее неизвестных дан­ных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

Открытие отличается от инновации по следующим признакам:

- открытие, а также изобретение, делается, как правило, на фунда­ментальном уровне, а инновация производится на уровне техно­логического (прикладного) порядка.

- открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инно­вация разрабатывается коллективами (лабораториями, отделами, институтами) и воплощается в форме инновационного проекта.

- открытие не преследует целью получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей целью получить какую-либо осязаемую вы­году, в частности больший приток денег, большую сумму прибыли, повысить производительность труда и снизить себестоимость производства за счет применения какого-то нововведения в тех­нике и технологии.

- открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска. Ее случайно не производят. Она требует опреде­ленной четкой цели и технико-экономического обоснования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: