Основные функции — это планирование (стратегическое, текущее, оперативное), организация, мотивирование, контроль. Основные функции инновационного менеджмента являются общими для всех видов и любых условий ведения инноваций, они отражают содержание основных стадий управления инновационной деятельностью.
К обеспечивающим функциям инновационного менеджмента относят функции, способствующие эффективному осуществлению основных функций: социально-психологические и технологические или процессуальные функции. Социально-психологические функции менеджмента связаны с состоянием производственных отношений в коллективе. Различают две их разновидности: делегирование и мотивацию.
Делегирование — комплекс управленческих решений, способствующих рациональному распределению работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления. Делегированием можно считать ситуацию, когда заказчик делегирует полномочия по руководству работами по инновационному проекту руководителю проекта.
Мотивация — создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации, обеспечение их профессионального уровня и возможности карьерного роста, т. е. создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека. Рациональное соотношение делегирования полномочий и мотивации труда исполнителей — главное условие успешного менеджмента в инновациях.
К числу обеспечивающих относятся также технологические функции, которые позволяют реализовать основные и социально-психологические функции и включают подготовку, получение, переработку и передачу информации для успешного продвижения инноваций (Коммуникации).
Все перечисленные функции инновационного менеджмента взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, создают целостную функциональную систему инновационного менеджмента.
Выводы
Инновационный менеджмент представляет собой совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами.
Инновационный процесс — это действия по преобразованию знаний в инновацию, или нововведение. Он состоит из нескольких этапов (наука — производство — потребление).
Инновация — продукт творческого труда, имеющий завершенный вид товара, реализуемого на рынке. Новые или усовершенствованные изделия или услуги, новый эффективный способ производства, реорганизация структуры управления и многое другое представляют собой инновации, или нововведения. Нововведения обладают рыночной и научно-технической новизной. Рыночная новизна главная по отношению к научно-технической. Некоторые нововведения могут не иметь научно-технической новизны.
Нововведение является результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование существующей системы.
Нововведением считается новшество, реализованное на практике.
Объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инновации, могут быть техническая, технологическая, организационно-управленческая, финансовая, социальная, экологическая, правовая и прочие сферы.
Нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность.
Нововведения связаны с рисками.
Следствием происходящей научно-технической новизны является увеличение количества нововведений, обладающих обоими свойствами. Сегодня государствами, а также фирмами и компаниями особое внимание уделяется наукоемкой продукции и наукоемкой технологии.
Инновационный менеджмент как самостоятельный вид управленческой деятельности выделился в последние два-три десятилетия XX в. Это произошло как реакция на кризисные явления во всем мире.
Формируется точка зрения, что инновационный менеджмент служит «стабилизатором переломных моментов, гасителем возмущений». Экономический рост в Германии и странах Юго-Восточной Азии обусловлен их ориентацией на технические и социальные инновации.
Инновации создают новое богатство и новый потенциал действия.
Контрольные вопросы
Что такое инновация?
Какие разновидности инноваций выделил Й. Шумпетер?
В каком случае новшество может считаться инновацией?
В чем заключается рыночная новизна инновации?
В чем состоит различие между абсолютной рыночной новизной инновации и относительной (или локальной) рыночной новизной?
В чем заключается значение научно-технической новизны инновации для потребителя продукции и для ее производителя?
Каким образом изменяются качество информации, уровень риска получения отрицательных результатов и затраты по этапам инновационного цикла по мере движения от фундаментальных исследований до производства продукции?
В чем смысл термина «инновационный менеджмент»?
Какие функции выполняет инновационный менеджмент?
Каковы причины, обусловившие появление инновационного менеджмента как самостоятельной управленческой деятельности?
Почему инновационный менеджмент считается «стабилизатором кризисных моментов» в деятельности предприятия?