Основные функции; 2) обеспечивающие функции

Основные функции — это планирование (стратегиче­ское, текущее, оперативное), организация, мотивирование, контроль. Основные функции инновационного менедж­мента являются общими для всех видов и любых усло­вий ведения инноваций, они отражают содержание основ­ных стадий управления инновационной деятельностью.

К обеспечивающим функциям инновационного менедж­мента относят функции, способствующие эффективному осуществлению основных функций: социально-психологи­ческие и технологические или процессуальные функции. Социально-психологические функции менеджмента связа­ны с состоянием производственных отношений в коллек­тиве. Различают две их разновидности: делегирование и мотивацию.

Делегирование — комплекс управленческих решений, способствующих рациональному распределению работ по управлению инновационными процессами и ответствен­ности за их осуществление между сотрудниками аппара­та управления. Делегированием можно считать ситуацию, когда заказчик делегирует полномочия по руководству работами по инновационному проекту руководителю про­екта.

Мотивация — создание системы моральных и матери­альных стимулов для сотрудников организации, обеспече­ние их профессионального уровня и возможности карьер­ного роста, т. е. создание условий, оказывающих воздей­ствие на поведение человека. Рациональное соотношение делегирования полномочий и мотивации труда исполни­телей — главное условие успешного менеджмента в инно­вациях.

К числу обеспечивающих относятся также технологи­ческие функции, которые позволяют реализовать основные и социально-психологические функции и включают подготовку, получение, переработку и передачу информации для успешного продвижения инноваций (Коммуникации).

Все перечисленные функции инновационного менедж­мента взаимосвязаны между собой, дополняют друг дру­га, создают целостную функциональную систему иннова­ционного менеджмента.

Выводы

Инновационный менеджмент представляет собой совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процес­сами.

Инновационный процесс — это действия по преобразованию зна­ний в инновацию, или нововведение. Он состоит из нескольких этапов (наука — производство — потребление).

Инновация — продукт творческого труда, имеющий завершенный вид товара, реализуемого на рынке. Новые или усовершенствованные изделия или услуги, новый эффективный способ производства, реорга­низация структуры управления и многое другое представляют собой инновации, или нововведения. Нововведения обладают рыночной и научно-технической новизной. Рыночная новизна главная по отноше­нию к научно-технической. Некоторые нововведения могут не иметь научно-технической новизны.

Нововведение является результатом планируемой творче­ской деятельности людей, направленной на совершенствование существующей системы.

Нововведением считается новшество, реализованное на практике.

Объектами изменений, осуществленных в результате вне­дрения инновации, могут быть техническая, технологическая, орга­низационно-управленческая, финансовая, социальная, экологическая, правовая и прочие сферы.

Нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность.

Нововведения связаны с рисками.

Следствием происходящей научно-технической новизны является увеличение количества нововведений, обладающих обоими свойства­ми. Сегодня государствами, а также фирмами и компаниями особое внимание уделяется наукоемкой продукции и наукоемкой технологии.

Инновационный менеджмент как самостоятельный вид управ­ленческой деятельности выделился в последние два-три десятилетия XX в. Это произошло как реакция на кризисные явления во всем мире.

Формируется точка зрения, что инновационный менеджмент слу­жит «стабилизатором переломных моментов, гасителем возмущений». Экономический рост в Германии и странах Юго-Восточной Азии обус­ловлен их ориентацией на технические и социальные инновации.

Инновации создают новое богатство и новый потенциал действия.

Контрольные вопросы

Что такое инновация?

Какие разновидности инноваций выделил Й. Шумпетер?

В каком случае новшество может считаться инновацией?

В чем заключается рыночная новизна инновации?

В чем состоит различие между абсолютной рыночной новизной инновации и относительной (или локальной) рыночной новиз­ной?

В чем заключается значение научно-технической новизны ин­новации для потребителя продукции и для ее производителя?

Каким образом изменяются качество информации, уровень рис­ка получения отрицательных результатов и затраты по этапам ин­новационного цикла по мере движения от фундаментальных ис­следований до производства продукции?

В чем смысл термина «инновационный менеджмент»?

Какие функции выполняет инновационный менеджмент?

Каковы причины, обусловившие появление инновационного менеджмента как самостоятельной управленческой деятельности?

Почему инновационный менеджмент считается «стабилизатором кризисных моментов» в деятельности предприятия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: