В настоящее время в качестве средства массового привлечения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом используют разнообразные соревнования по подвижным играм. Соревнования многоэтапны – класс, школа, район, город – и проводятся по олимпийской системе, которая позволяет принять участие в финальной части только сильнейшим.
Основной центр организации соревнований по подвижным играм – школа. Эти соревнования включают в планы спортивно-массовых мероприятий школы. Разрабатывают специальное положение, создают штаб, который организует подготовку и проведение соревнований. Заблаговременно определяют программу и сроки поэтапного проведения, готовят необходимый инвентарь и спортивную форму, инструктируют судейскую бригаду.
Соревнования проводят среди трех групп учащихся: 7-9 лет (1-3-е классы), 10-12 лет (4-6-е классы) и 13-15 лет (7-9-е классы). В отдельных случаях привлекают ребят из 10-11-х классов. Для каждой возрастной группы составляют комплекс игр, отвечающий интересам и возможностям участников. Команды, как правило, смешанные, от 10 до 20-22 человек, поэтому необходимо подбирать различные задания, облегчая их для девочек.
|
|
За победу в каждом виде игрового соревнования начисляют определенное количество очков. В «Веселых стартах» практикуется следующая система: три очка дается победителям, по два очка за ничью и очко проигравшей команде. Кроме того, сюда же могут прибавляться очки за конкурс капитанов и болельщиков. Все результаты заносят в специальные протоколы.
Соревнования проводят в специально оборудованных и радиофицированных залах; обязательно медицинское обслуживание. Желательно красочно оформить зал, создать наглядную информацию для демонстрации хода соревнования, счета игры.
Примерная программа комплексного соревнования по подвижным играм «К вершине Олимпа» (для учащихся 7-9-х классов).
1. «Эстафета» - соревнование с бегом, прыжками и переползанием.
2. «Конкурс капитанов» - ответы на вопросы по теории физической культуры и спорта.
3. «Эрудиты» - эстафета с преодолением препятствий и ответами на теоретические вопросы (решение математических примеров, заданий по русскому языку и др.).
4. «Подготовка к походу» - эстафета с пробеганием по бревну и преодолением преграды с помощью веревки.
5. «Выполни три упражнения» - выполнение упражнений по «засекреченным заявкам соперника.
6. «Неизвестное задание» - различные конкурсы-поединки.
7. Эстафета «Тачки» - соревнования мальчиков (в парах) с продвижением с опорой на руки.
8. «Ответь быстро и точно» - вопросы и ответы по теории физической культуры и спорта.
|
|
9. Эстафета с лазанием по канату – командное соревнование.
10. «Турнир атлетов» - парные силовые поединки мальчиков.
11. «Стрельба по шарам» - конкурс болельщиков.
12. Эстафета «Полоса препятствий.
13. Подвижная игра «Удочка».
14. Комбинированная эстафета – различные варианты бега в парах.
Общая продолжительность таких соревнований 1,5-2 часа.
Желательно, чтобы соревнования проходили при активном участии зрителей.
Контрольные вопросы:
1. Каковы особенности методики проведения подвижных игр на переменах?
2. Почему на школьном празднике рекомендуется использовать массовые игры с музыкальным сопровождением?
3. Каковы особенности подготовки и проведения соревнований по подвижным играм среди учащихся?
Литература:
1. Былеева Л.В. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов ВУЗов и ССУЗов физической культуры /Л.В. Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова [и др.]. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – С. 113-124.
2. Спортивные и подвижные игры: Учебник для ССУЗов физической культуры /ред. Ю.И. Портных. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – С. 128-130.