Парето (ParetoPareto) Вильфредо (1848 - 1923) - итальянский социолог и экономист, изложивший свою теоретическую социологическую концепцию в "Трактате всеобщей социологии". Исходным пунктом социологической теории Парето была концепция нелогического действия, он подчеркивал иррациональный и алогичный характер человеческого поведения, отчетливо проявляющийся, по его мнению, в ходе истории. Действия имеют характер:
Логический – является предметом и содержанием естественных наук, так как характеризуются рациональным выбором средств, наиболее подходящих для достижения цели. Нелогический - основан на чувствах, люди не могут соединить цель и средство достижения.
Соц-я должна показывать нелогичность поведения. Паретто выделил виды чувств: неизменные (резидуи – остатки), т.е. то что выпадает в рез-те химической реакции и сохраняется в нерастворенном виде, постоянные, производные - (дериваты - отклонения) они производные от чувств и нужны для того чтобы скрывать истинные побудительные мотивы.
|
|
Виды осадков, которые детерминируют поведение человека:
1. «инстинкт комбинаций». Это склонность человека собирать, комбинировать вещи, лежащая в основе всех социальных изменений.
2.«Настойчивость в сохранении агрегатов» - это консервативное чувство, касающееся неприятия новых связей и изменений и стремления сохранить старые.
3. «Потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов»
4 «Осадки, связанные с социальностью» - стремлением проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках.
5 «Единство индивида и того, что ему принадлежит»
6. «Сексуальный осадок» связан с половым инстинктом (теория непопулярна у ученых)
«Деривации» — «производные», представлявшие эквивалент того, что определяют как идеология или оправдательная теория. «Производные» происходят от «осадков» и через них связаны с «чувствами», но при этом, указывает Парето, первые строго не соответствуют вторым.
Парето делит все «деривации» на четыре класса
1. абсолютные истины, аксиомы или догмы- простые утверждения типа: «так надо, потому что так надо
2. некомпетентные суждения и аргументы, опирающиеся па какой-то авторитет (личности, обычая, традиции).
3 апелляции к общепринятым принципам или воле сверхъестественных сил - запреты и императивы.
4. чисто словесные доводы, вербальные доказательства, не имеющие объективного эквивалента – идеологические мифы в пол-ке, замаскировать истинную цель – власть