Психологические особенности управленческой деятельности

Управление (социальное) – деятельность по организации взаимодействия людей с предметами и друг с другом, позволяющая достичь поставленных целей наиболее рациональным и эффективным путем. Особенности управленческой деятельности: 1) направлена на других людей, побуждает их к действию и организует эти действия; 2) является специфическим видом межличностного взаимодействия; 3) состоит из операционных (конкретные действия, навыки), рефлективных (управленческая культура) и креативных (управленческое искусство) компонентов, находящихся в тесной связи.

Психологическая структура управленческой деятельности: цель Þ мотив Þ задача Þ действия (делегирование) Þ контроль Þ результат Þ рефлексия.

Обратная связь о результате
Индивидуальные особенности
Субъект управления
Методы воздействии (управления)
Объект управления (индивид или группа)
Индивидуальные особенности
Реакция объекта управления
Цель

Рис. 1. Соотношение элементов процесса управления (структура управления)

Управленческий процесс традиционно принято расчленять на пять этапов: планирование, организация, руководство людьми, мотивация и контроль. В соответствии с этим делением можно определить и основные функции руководящей деятельности: стратегическая (планирование); администраторская (организация); коммуникативно-регулирующая; мотивационная; контролирующая и т.д. Через данные функции раскрывается и содержание управления.

Делегирование – процесс передачи менеджерами властных полномочий и ответственности сотрудникам, занимающим позиции на нижестоящих уровнях иерархии. Ошибки делегирования: неумение объяснить, фиктивное делегирование, ошибка в выборе делегата, ворчливость, несдержанность, делегирование группе функций и полномочий без определения индивидуальной ответственности, боязнь «уронить» авторитет, перепоручение подчиненным объединяющей функции руководства.

Контроль – управленческая функция, предполагающая наблюдение за действиями сотрудников, точным следованием организации по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесением необходимых корректив. Виды контроля: эпизодический или систематический (по степени регулярности); детальный и общий (по объему); упреждающий, констатирующий, аналитический (по глубине). Контроль должен быть: постоянным, объективным, оперативным, открытым. Ошибки контроля: контроль по случаю, тотальный и поверхностный контроль, скрытый, контроль-проформа, контроль как проявление общего недоверия, не доведенный по результатам до исполнителя, поиск «козла отпущения», неиспользование особой возможности для интенсивного контроля.

Ошибки оценок исполнения: влияние эмоционального состояния, эффект контраста, гало-эффект, эффект центральной тенденции, влияние стереотипов.

Похвала должна быть конкретной, своевременной, уместной, учитывать индивидуально-психологические особенности работника, соответствовать личному вкладу каждого и не должна быть средством манипулирования.

Наказание наиболее эффективно, когда оно: мотивированно и не слишком отставлено по времени, отражает определенные действия, а не поведение в целом, учитывает время и индивидуальные особенности наказуемого, несет на себе информационную нагрузку, осуществляется в контексте воспитательного воздействия.

Средствами управленческой деятельности является: устная и письменная речь (приказы, распоряжения и т.д.), нормативные документы (устав, законы, инструкции и т.п.), средства стимулирования труда (материальные и духовные), технические средства передачи информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: