Управление (социальное) – деятельность по организации взаимодействия людей с предметами и друг с другом, позволяющая достичь поставленных целей наиболее рациональным и эффективным путем. Особенности управленческой деятельности: 1) направлена на других людей, побуждает их к действию и организует эти действия; 2) является специфическим видом межличностного взаимодействия; 3) состоит из операционных (конкретные действия, навыки), рефлективных (управленческая культура) и креативных (управленческое искусство) компонентов, находящихся в тесной связи.
Психологическая структура управленческой деятельности: цель Þ мотив Þ задача Þ действия (делегирование) Þ контроль Þ результат Þ рефлексия.
Обратная связь о результате |
Индивидуальные особенности |
Субъект управления |
Методы воздействии (управления) |
Объект управления (индивид или группа) |
Индивидуальные особенности |
Реакция объекта управления |
Цель |
Рис. 1. Соотношение элементов процесса управления (структура управления)
|
|
Управленческий процесс традиционно принято расчленять на пять этапов: планирование, организация, руководство людьми, мотивация и контроль. В соответствии с этим делением можно определить и основные функции руководящей деятельности: стратегическая (планирование); администраторская (организация); коммуникативно-регулирующая; мотивационная; контролирующая и т.д. Через данные функции раскрывается и содержание управления.
Делегирование – процесс передачи менеджерами властных полномочий и ответственности сотрудникам, занимающим позиции на нижестоящих уровнях иерархии. Ошибки делегирования: неумение объяснить, фиктивное делегирование, ошибка в выборе делегата, ворчливость, несдержанность, делегирование группе функций и полномочий без определения индивидуальной ответственности, боязнь «уронить» авторитет, перепоручение подчиненным объединяющей функции руководства.
Контроль – управленческая функция, предполагающая наблюдение за действиями сотрудников, точным следованием организации по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесением необходимых корректив. Виды контроля: эпизодический или систематический (по степени регулярности); детальный и общий (по объему); упреждающий, констатирующий, аналитический (по глубине). Контроль должен быть: постоянным, объективным, оперативным, открытым. Ошибки контроля: контроль по случаю, тотальный и поверхностный контроль, скрытый, контроль-проформа, контроль как проявление общего недоверия, не доведенный по результатам до исполнителя, поиск «козла отпущения», неиспользование особой возможности для интенсивного контроля.
|
|
Ошибки оценок исполнения: влияние эмоционального состояния, эффект контраста, гало-эффект, эффект центральной тенденции, влияние стереотипов.
Похвала должна быть конкретной, своевременной, уместной, учитывать индивидуально-психологические особенности работника, соответствовать личному вкладу каждого и не должна быть средством манипулирования.
Наказание наиболее эффективно, когда оно: мотивированно и не слишком отставлено по времени, отражает определенные действия, а не поведение в целом, учитывает время и индивидуальные особенности наказуемого, несет на себе информационную нагрузку, осуществляется в контексте воспитательного воздействия.
Средствами управленческой деятельности является: устная и письменная речь (приказы, распоряжения и т.д.), нормативные документы (устав, законы, инструкции и т.п.), средства стимулирования труда (материальные и духовные), технические средства передачи информации.