П Р Е Д И С Л О В И Е

В основу концепции развития человеческого капитала положено само развитие человека через расширение возможностей выбора, благодаря росту продолжительности жизни, дохода и образования. Система и качество образования являются локомотивом, который должен поднять уровень развития человеческого капитала, обеспечив тем самым конкурентоспособность специалистов на рынке трудовых ресурсов и опережающее развитие инновационной экономики.

Несмотря на все трудности перехода к рыночным экономическим отношениям, система российского образования выжила и сохранила свой высокий мировой статус. Более того, российское образование приобрело новые качества: стало более мобильным, демократичным и вариативным.

Происходит серьезное изменение целей образования и критериев его эффективности. Не качество и не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования.

Изменяются содержание образования, его культурологическая база, повышается роль гуманитарного знания как основы развития личности, осуществляется постепенный переход от одинакового для всех содержания к вариативному, дифференцированному и, более того, индивидуализированному.

Профессиональное образование кадров государственного и муниципального управления – одно из приоритетных направлений государственной кадровой политики.

Требования к образованности специалиста-менеджера диктуют необходимость знания основ многих гуманитарных и социально-экономических наук, умения научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Специалист-менеджер должен быть способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, проанализировать свои возможности, а также находить нестандартные решения типовых задач и уметь решать нестандартные задачи. От него требуется знать принципы системного анализа, уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ. Кроме того, он должен на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности [4, с.3].

В процессе развития могут преобразовываться любые объекты – фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, человеческое сознание, поэтому все они могут стать предметами научного исследования.

Наука - специфическая форма деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания. Она ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в процессе человеческой деятельности.

В системе подготовки творческих, высококвалифицированных специалистов важную роль играет оптимальное сочетание творческой и практической подготовки. Наиболее эффективным средством практического воплощения этого комплекса в учебном процессе является научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Её основная цель состоит в практическом закреплении теоретических знаний, формировании творческого мышления, приобретении навыков проведения самостоятельных научных исследований.

Практика проведения учебно-исследовательской работы в вузе свидетельствует о большой эффективности этой формы и обеспечивает массовое привлечение студентов к проводимой профессорско-преподавательским составом вуза научной деятельности. Конкретные формы организации НИРС в учебном процессе отличаются большим разнообразием и зависят от специфики каждого вуза, от уровня научных исследований в вузе, квалификации профессорско-преподавательского состава.

Одной из форм НИРС, вызывающих большую заинтересованность у студентов, являются научно-практические конференции молодых ученых и студентов, проводимые по актуальным вопросам развития государственной и муниципальной службы в Российской Федерации. Мы убеждены в необходимости применения такой формы поисковой деятельности, поскольку студенты получают возможность апробации - использование материалов дипломных проектов для публикации в прямой печати, выступления на научно-практических конференциях разного уровня, последующее цитирование материалов публикаций. Важным является и сам процесс общения студентов с известными учеными и специалистами в той или иной области научных знаний. При этом кафедра вуза является научным центром, где формируется научное мировоззрение будущих специалистов, где они являются полноправными участниками научных дискуссий и учатся вести «черновую» работу, постигая процесс получения новых знаний.

Начальный этап исследовательской работы состоит в формировании исследовательских умений и навыков в ходе общенаучной подготовки на младших курсах. Составной частью учебной деятельности в вузе является введение в процесс обучения элементов исследования, проводимого студентами в процессе подготовки к практическим занятиям, при написании рефератов, разработке и защите курсовых проектов, при прохождении всех видов практик.

Обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» завершается итоговой государственной аттестацией, целью которой является определение уровня теоретической подготовки выпускников и освоения ими практических навыков по решению профессиональных задач в рамках основных видов их будущей профессиональной деятельности.

Дипломное проектирование является заключительным и важнейшим этапом учебного процесса. Главная цель данного пособия – повышение уровня организации и качества проведения каждого из взаимосвязанных процессов завершающей фазы дипломного проектирования и повышение конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда за счет их лучшей теоретической, а главное, практической подготовки.

Дипломное проектирование играет решающую роль в формировании высококвалифицированных специалистов, способных решать практические задачи совершенствования деятельности государственных, региональных, муниципальных органов управления, хозяйствующих субъектов в условиях рыночных преобразований. Поэтому желательно, чтобы дипломные проекты выполнялись по заказам от производства, учебных учреждений, кафедр вуза.

Отражением современных условий является повышение требований к правовой культуре будущих специалистов – менеджеров. В свете этого возрастает значимость включения в содержание основной части выпускной квалификационной работы (ВКР) подраздела, отражающего правовое обеспечение дипломного проекта. В рамках дипломного проектирования обязательно применение компьютерных технологий и прикладных программ: все дипломные проекты (ДП) должны быть представлены в компьютерном варианте. Рекомендации по оформлению электронного слайд-фильма приведены в разделе 5 предлагаемого пособия.

Таким образом, в данном пособии закреплена система оказания помощи и организации контроля за работой студентов – дипломников на всех этапах их работы над избранной темой со стороны научных руководителей. Составители стремились к исчерпывающему освещению основных аспектов проблематики дипломного проектирования по направлениям: дипломное проектирование и выполнение выпускных квалификационных работ (ВКР).

В представляемом учебном пособии большое внимание уделено не только подготовке выпускных квалификационных работ к защите, но и последующему трудоустройству выпускника. Для выхода на защиту каждый выпускник помимо дипломного проекта представляет: по возможности заказ от производства на тему квалификационной работы, справку о внедрении элементов выпускной работы, текст выступления на защите, сопровождаемый презентацией демонстрационно – графической части, отзыв руководителя, рецензию специалиста.

Предлагаемая методология обеспечивает повышение роли выпускающей кафедры на этапах проектирования, а также управление этими процессами. На основе систематизации выходных документов кафедра может готовить сборники рефератов защищенных дипломных проектов, материалы для пособий, тематические обзоры публикаций выпускников.

В качестве базовой концепции в основу представляемого учебного пособия положены методологические и практические подходы Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева [4], опыт и разработки авторского коллектива ученых и преподавателей вузов, входящих в УМО вузов России по образованию в области менеджмента [6,8,9],рекомендации по дипломному проектированию Российского государственного гуманитарного университета [10], общие требования и правила оформления выпускной квалификационной работы, изложенные в Положении о выпускной квалификационной работе по программам высшего профессионального образования ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» [утверждено решением ученого совета Академии протокол № ].

В процессе создания учебного пособия учитывались положения следующих государственных стандартов: ГОСТ 7.12-93, ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ 7.82-2001, ГОСТ 7.83-2001, ГОСТ 7.1.- 2003, ГОСТ 7.60-2003, ГОСТ Р. 6.30-2003, ГОСТ Р.7.03-2006, ГОСТ 7.0.5-2008, ГОСТ Р. 7.0.5-2008.

Составители считают закономерным, что по мере изменений условий функционирования систем государственного и муниципального управления могут корректироваться и требования к подготовке будущих менеджеров. Представляемое пособие внесет весомый вклад в подготовку будущих специалистов, в формирование их инновационного управленческого мышления, столь нужного деловым людям в рыночных условиях хозяйствования.

Заместитель директора по научной работе

и дополнительному профессиональному

образованию С.И. Волков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: