Методология и методика научного исследования в рамках выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа (ВКР) форма проверки качества подготовки специалиста, выполняемая в форме, установленной государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление». В процессе её выполнения студент углубляет, расширяет и систематизирует знания по избранной проблеме, совершенствует навыки самообразования и исследования.

Овладение элементами исследовательской деятельности является частью профессиональной подготовки менеджеров. Студенты приобретают умения, необходимые для решения как практических, так и исследовательских задач:

· видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;

· выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент;

· анализировать ход поиска решения задач.

Все перечисленные умения являются частью методологической культуры. В связи с этим необходимо владеть методологией исследования, представлять ход его проведения, основные методы научного познания.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Научное исследование характеризуется систематичностью, упорядочены и сам процесс исследования, и его результаты. Это целенаправленный процесс достижения осознанно поставленных и четко сформулированных задач, последовательного обоснования сделанных обобщений и выводов.

Методология науки даёт характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи. Исследование характеризуется следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, новизна, значение для науки и практики.

Ход научного исследования в рамках ВКРможно представить в виде следующей логической схемы:

· обоснование актуальности выбранной темы;

· постановка цели и задач исследования;

· определение объекта и предмета исследования;

· разработка гипотезы исследования;

· выбор методов и методики;

· непосредственное исследование;

· обсуждение результатов;

· формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Рассмотрим каждый из этих этапов более подробно.

Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Исследователь должен ответить на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?».

Проблема формулируется в теме исследования. Тема должна отражать движение от достигнутого наукой к новому. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагает обоснование её актуальности. Необходимо датьответ на вопрос: почему проблему нужно изучать в настоящее время?

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы нередко имеет не меньшее значение, чем само её решение. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке. Из сути проблемной ситуации и будет ясна актуальность темы.

При оценке актуальности выбранной темы необходимо избегать односторонней оценки ситуации, что приводит в конечном итоге к сужению спектра научных исследований.

Тема – это отражение проблемы в её характерных чертах. Точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел.

Цель – это обоснованное представление об общих конечных и промежуточных результатах поиска. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражает то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача всегда содержит известное и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершенствование определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы.

Формулировка задач начинается с глагола, который показывает, что нужно сделать:

· выявить…

· разработать…

· проверить…

· провести анализ…

· определить…

· раскрыть…

· обобщить…

· охарактеризовать…

· обосновать…

· уточнить…

· осуществить… и т.д.

Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, обоснованием сущности и структуры изучаемого объекта. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики его развития. Третья – с процедурами преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого процесса, т.е. с практическими аспектами работы. В таблице 1 приведены примеры основных категорий исследования в зависимости от темы ВКР.

Объект исследования – это совокупность связей, отношений свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой информации. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливает границы научного поиска.

Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как изучается объект, какие новые отношения, свойства, функции объекта рассматривает данное исследование.

Следующий шаг – формулировка гипотезы исследования. Это один из наиболее творческих, интеллектуально емких этапов исследования, с трудом поддающихся формализации. Гипотеза – обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. Таким образом, гипотеза – это предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Задача исследователя, разрабатывающего гипотезу, состоит в том, чтобы показать, что не очевидно в объекте, что он видит в нем такого, чего не замечают другие. В форме гипотезы проявляется реальное движение познания к новым, более глубоким обобщениям на основе предвидения.

Таблица № 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: