Регулирование общественных отношений в догосударственный период

Социальная власть - это присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.

┌────────────────────────────────────────────┐

│Социальная власть догосударственного периода│

└───┬─────────────────┬───────────────────┬──┘

┌─────────────┴───┐ │ │

│ Была родовой и │ │ │

│выражала его волю│ │ │

└─────────────────┘ │ │

┌────────────┴─────────┐ │

│ Строилась на │ │

│началах самоуправления│ │

└──────────────────────┘ │

┌────────────┴────────────┐

│ Осуществлялась родовыми │

│собраниями, старейшинами,│

│ военачальниками и т.д. │

└─────────────────────────┘

Социальные нормы в догосударственный период ("мононормы") - это такие правила поведения, которые входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, отражая главный интерес данной общности - выжить, противостоять стихии, различным опасностям. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.

┌────────────────────────────────┐

│Нормы догосударственного периода│

└─┬──────┬───────┬───────┬─────┬─┘

┌───────────┘ │ │ │ └─────────────┐

┌────────┴─────────┐ │ │ │ │

│Воплощались в │ │ │ │ │

│основном в обычаях│ │ │ │ │

└──────────────────┘ │ │ │ │

┌────────────────────┴─┐ │ │ │

│Содержались в сознании│ │ │ │

│людей и не имели │ │ └───┐ │

│письменной формы │ │ │ │

└──────────────────────┘ │ │ │

┌──────────────────┴───────┐ │ │

│Обеспечивались силой │ │ │

│привычки, мерами убеждения│ │ │

│и принуждения │ │ │

└──────────────────────────┘ │ │

┌──────────────────┴───────────┐ │

│Олицетворялись преимущественно│ │

│в запретах │ │

└──────────────────────────────┘ │

┌──────────┴──────┐

│Выражали интересы│

│всех членов рода │

└─────────────────┘

При первобытно-общинном строе право не существовало. Отношения между его членами регулировали другие нормы и правила. Первоначально, на стадии дикости, когда человеческое общество представляло собой бродячие группы людей, их поведение определялось приказами вожака, который и определял правила жизни группы.

В последующем постепенно в группах складывались нормы, которыми руководствовались не только члены группы, но и вожаки.

Одними из первых норм были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, соответствующие требованиям того времени, варианты поведения людей в определённых ситуациях. Обычаи передавались из поколения в поколение и соблюдались автоматически. К ним относились, например, порядок отношений между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми, правила ведения охоты, раздела между членами рода добытой пищи и другие.

Позднее появились представления о добре и зле и основанные на них нормы, определяющие поведение человека как хорошее и плохое, различного рода мифы о поведении героев, как образцы для подражания, ритуалы, табу, религиозные правила.

Мерами воздействия по отношению к нарушителям служили увещевание, внушение, физическое наказание, изгнание из рода, либо даже смертная казнь за особо опасные действия.

Родословная велась по материнской линии – отсюда и матриархат. Отцовство занли не всегда (???)

Военачальники – первые среди равных.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: