Социальная власть - это присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
┌────────────────────────────────────────────┐
│Социальная власть догосударственного периода│
└───┬─────────────────┬───────────────────┬──┘
┌─────────────┴───┐ │ │
│ Была родовой и │ │ │
│выражала его волю│ │ │
└─────────────────┘ │ │
┌────────────┴─────────┐ │
│ Строилась на │ │
│началах самоуправления│ │
└──────────────────────┘ │
┌────────────┴────────────┐
│ Осуществлялась родовыми │
│собраниями, старейшинами,│
│ военачальниками и т.д. │
└─────────────────────────┘
Социальные нормы в догосударственный период ("мононормы") - это такие правила поведения, которые входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, отражая главный интерес данной общности - выжить, противостоять стихии, различным опасностям. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.
┌────────────────────────────────┐
│Нормы догосударственного периода│
└─┬──────┬───────┬───────┬─────┬─┘
┌───────────┘ │ │ │ └─────────────┐
┌────────┴─────────┐ │ │ │ │
│Воплощались в │ │ │ │ │
│основном в обычаях│ │ │ │ │
└──────────────────┘ │ │ │ │
┌────────────────────┴─┐ │ │ │
│Содержались в сознании│ │ │ │
│людей и не имели │ │ └───┐ │
│письменной формы │ │ │ │
└──────────────────────┘ │ │ │
┌──────────────────┴───────┐ │ │
│Обеспечивались силой │ │ │
│привычки, мерами убеждения│ │ │
│и принуждения │ │ │
└──────────────────────────┘ │ │
┌──────────────────┴───────────┐ │
│Олицетворялись преимущественно│ │
│в запретах │ │
└──────────────────────────────┘ │
┌──────────┴──────┐
│Выражали интересы│
│всех членов рода │
└─────────────────┘
При первобытно-общинном строе право не существовало. Отношения между его членами регулировали другие нормы и правила. Первоначально, на стадии дикости, когда человеческое общество представляло собой бродячие группы людей, их поведение определялось приказами вожака, который и определял правила жизни группы.
В последующем постепенно в группах складывались нормы, которыми руководствовались не только члены группы, но и вожаки.
Одними из первых норм были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, соответствующие требованиям того времени, варианты поведения людей в определённых ситуациях. Обычаи передавались из поколения в поколение и соблюдались автоматически. К ним относились, например, порядок отношений между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми, правила ведения охоты, раздела между членами рода добытой пищи и другие.
Позднее появились представления о добре и зле и основанные на них нормы, определяющие поведение человека как хорошее и плохое, различного рода мифы о поведении героев, как образцы для подражания, ритуалы, табу, религиозные правила.
Мерами воздействия по отношению к нарушителям служили увещевание, внушение, физическое наказание, изгнание из рода, либо даже смертная казнь за особо опасные действия.
Родословная велась по материнской линии – отсюда и матриархат. Отцовство занли не всегда (???)
Военачальники – первые среди равных.