Формы, пути, способы возникновения государства. Восточный и европейский пути возникновения государства

Формы возникновения государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Сторонники одной точки зрения выделяют три формы:

· "азиатский способ производства";

· рабовладельческая;

· прафеодальная.

Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные:

· древнегреческая;

· древнеримская;

· древнегерманская (возникновение Древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена).

┌───────────────────────────────┐

│Формы возникновения государства│

└┬─────────────────────────────┬┘

┌─────────────────┴─┐ ┌─┴─────────────────┐

│Первая точка зрения│ │Вторая точка зрения│

│ │ │(евроцентристская) │

└┬────────┬────────┬┘ └──┬───────┬───────┬┘

│ │ └────────────────────┐ │ │ │

│ └───────┐ │ │ │ │

┌──┴──────────┐ ┌───┴────────┐ ┌──────────┴──┐ ┌───┴─────┐ │ │

│ "Азиатский │ │Рабовладель-│ │Прафеодальная│ │Древне- │ │ │

│ способ │ │ ческая │ │ (Германия, │ │греческая│ │ │

│производства"│ │ (Древние │ │ Россия) │ └─────────┘ │ │

│ (Египет, │ │ Афины и │ └─────────────┘ │ │

│ Вавилон, │ │Древний Рим)│ ┌─────────┴───┐ │

│ Китай) │ └────────────┘ │Древнеримская│ │

└─────────────┘ └─────────────┘ │

┌────────────┴───┐

│Древнегерманская│

└────────────────┘

Выделяют следующие пути возникновения государства:

1) восточный (азиатский); 2) западный (европейский); 3) синтезный.

Государства Древнего Востока возникли в силу необходимости организации населения для проведения ирригационных работ в долинах рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы. Это были зоны поливного земледелия, на которых предусматривалось выполнение крупномасштабных общественных работ по сооружению, эксплуатации и защите мощных ирригационных систем. Именно в этих регионах из родоплеменной знати возникает разветвленный аппарат управления, объединяющий усилия общинников и распределеляющий произведенный продукт. При этом большая часть полученного продукта сосредоточивалась в руках родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную касту управленцев, эксплуатирующую труд общинников.

Таким образом, в основе социальной дифференциации между группами людей в странах Востока лежало политическое неравенство, т. е. положение групп в соответствующих иерархиях власти, возможность распоряжаться собственностью, распределять ресурсы, имеющиеся привилегии. Государственная власть носила деспотический характер, что было вызвано срастанием политической и экономической власти. Управление страной деспот осуществлял с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Социальной опорой восточного деспотизма была сельская община, основанная на коллективной (общинной) собственности на землю.

Итак, восточный путь возникновения государства характеризуется, во-первых, устойчивостью сельской общины, которая замедляла социально-экономическое расслоение общества и порождала деление людей на управляющих и управляемых. Во-вторых, исполнявшая общественные должности родоплеменная знать постепенно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат). В-третьих, общественная (коллективная) собственность постепенно превращалась в государственную, которая на Востоке являлась доминирующей, а частная собственность здесь не играла существенной роли. В-четвертых, государство выступало организатором производства: оно одновременно и управляло сельскими общинами, и эксплуатировало их.

Восточный путь оказался исторически наиболее распространенным, типичным, в отличие от западного пути, который был уникальным явлением, своего рода исключением из общего правила. Образование государства на территории Европы было обусловлено возникновением имущественного неравенства, появлением частной собственности на землю, скот, рабов и расколом общества на классы. Ф. Энгельс, исследуя проблему возникновения государства в работе ≪Происхождение семьи, частной собственности и государства≫, отмечал, что классической его формой является возникновение Афинского государства. Здесь первоначально общество делится на свободных, не свободных и иностранцев. Затем свободные делятся на классы: родовую знать, свободных ремесленников, крестьян, торговцев, художников и пр. В основе раскола общества на классы лежит процесс образования частной собственности, которая явилась результатом совершенствования и повышения эффективности средств производства. Именно благодаря постоянному совершенствованию орудий труда отдельные семьи могли существовать самостоятельно. Земля из общинной собственности переходит в семейную, т. е. частную. Частная собственность позволила одним богатеть, а другим беднеть и разоряться. Появились богатые собственники, имеющие много земельных наделов, рабов, скота, и бедные общинники. Наиболее богатые и независимые в имущественном отношении стали занимать ключевые государственные должности, которые в дальнейшем становятся наследственными. Частная собственность доводит разделение общества на классы до такой степени, что в нем одна группа людей начинает присваивать себе труд большинства. В таком обществе идет постоянная борьба между классами, что может привести к уничтожению самих классов и общества в целом. Поэтому общество вынуждено было найти такую силу, которая бы подавляла открытое столкновение классов и защищала интересы богатых собственников. Этой силой и явилось государство. Таким образом, государство на Западе возникло в результате деления общества на классы (имущественное неравенство), в основе которого лежал процесс развития частной собственности на средства производства.

Синтезный путь возникновения государства характерен для тех народов, которые сразу перешли от родоплеменных отношений к раннефеодальному государству. Основным государственнообразующим фактором было здесь политическое и имущественное неравенство. Так формировалось государство у германских племен — франков, в Скандинавии, у славянских народов (Болгария, Моравия, Польша, Древняя Русь). Их географическое положение, обширные территории, полукочевое земледелие, военные потребности создали возможности для длительного сохранения общинной организации, органов племенной демократии. Военноорганизаторские и управленческие функции в этих государствах закреплялись за военным вождем и его дружиной. Постепенно в результате завоевательных походов в руках вождя и его дружины накапливались богатства, обеспечивая им единство власти и собственности. Военные вожди, вся родовая знать превращались в крупных собственников земли и скота. В результате захвата общинных земель и скота, а также разорения и закабаления своих сородичей богатые общинники становились правящим классом феодалов, а эксплуатируемые соплеменники превращались в полностью зависимых от них крестьян.

Одновременно с разложением первобытного общества шел процесс превращения органов родового строя в органы феодального государства. Так, вождь рода или военачальник превращался в короля, совет старейшин — в совет приближенных монарха, а ополчение соплеменников в профессиональную дружину или армию. В целом синтезный путь формирования государства обусловлен прочностью сельской общины, внешней опасностью, завоевательными войнами.


Формирование гос-ва в Афинах. Тезей – три класса: геоморы, эвпатриды и демиурги.

Реформы Салона – на 4 класса.

Клисфен – разделил гос-во на 100 демов – во главе демархи. С рабами появляется наёмный труд.

В Спарте – элоты, превышали спартанцев. Жестокий режим.

В Риме – длительная борьба между патрициями и плебеями, которые типа победили. Количество работв потребовало можного гос.аппарата.

Это западный путь.

Есть и восточный путь – в основном из-за способа земледелия. Поливное земледелелие. Общественная собственность превращалась в государственную. Отсюда кастовое деление (в Индии особенно).

Срастание общественной и осударственной власти + занятие должности – давали власть, как экономическую так и политическую.

Поэтому родо-племенной строй вынужден уступить место другому строю. Государство.

Протогосудартсва – на Древнем Востоке.

На востоке отсутствовала чёткая градация образований, там было много промежуточных образований.

Восточная деспотия – абсолютная власть монарха, тоталитарная гос-во, административный аппарат подчинённый деспоту. + поддержание религиозной идеологии, роль в поддержании единства, и объясняющее божественность правителя. Отец-правитель.

Демократия у финикийцев – схожа с родо-племенной организацией.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: