double arrow

Причины и условия возникновения права

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов и т.п.);

3) прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел).

┌──────────────────────────────────────────┐

│ Три основных пути формирования права │

└───┬─────────────────┬────────────────┬───┘

│ │ │

┌────────────────┴───┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌───┴────────────────┐

│Перерастание обычаев│ │ Прецедентное право │ │ Правотворчество │

│ в правовые обычаи │ │ │ │ государства │

└────────────────────┘ └────────────────────┘ └────────────────────┘

Причины возникновения права – сродни причинам возникновения гос-ва. Усложнение норм и обычаев.

Считалось, что Обычаи даны свыше. Право выполняет функции общесоциоальные.

Цена крови богатого выше крови бедного

Гос.собственность и частная собственность.

Формирование гос-ва в Афинах. Тезей – три класса: геоморы, эвпатриды и демиурги.

Реформы Салона – на 4 класса.

Клисфен – разделил гос-во на 100 демов – во главе демархи. С рабами появляется наёмный труд.

В Спарте – элоты, превышали спартанцев. Жестокий режим.

В Риме – длительная борьба между патрициями и плебеями, которые типа победили. Количество рабов потребовало мощного гос.аппарата.

Это западный путь.

Есть и восточный путь – в основном из-за способа земледелия. Поливное земледелелие. Общественная собственность превращалась в государственную. Отсюда кастовое деление (в Индии особенно).

Срастание общественной и осударственной власти + занятие должности – давали власть, как экономическую так и политическую.

Поэтому родо-племенной строй вынужден уступить место другому строю. Государство.

При первобытно-общинном строе право не существовало. Отношения между его членами регулировали другие нормы и правила. Первоначально, на стадии дикости, когда человеческое общество представляло собой бродячие группы людей, их поведение определялось приказами вожака, который и определял правила жизни группы.

В последующем постепенно в группах складывались нормы, которыми руководствовались не только члены группы, но и вожаки.


Одними из первых норм были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, соответствующие требованиям того времени, варианты поведения людей в определённых ситуациях. Обычаи передавались из поколения в поколение и соблюдались автоматически. К ним относились, например, порядок отношений между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми, правила ведения охоты, раздела между членами рода добытой пищи и другие.

Позднее появились представления о добре и зле и основанные на них нормы, определяющие поведение человека как хорошее и плохое, различного рода мифы о поведении героев, как образцы для подражания, ритуалы, табу, религиозные правила.

Мерами воздействия по отношению к нарушителям служили увещевание, внушение, физическое наказание, изгнание из рода, либо даже смертная казнь за особо опасные действия.

Постепенно происходило расслоение первобытного общества. Выделялись богатые и бедные, появились рабы, военачальники и воины, князья, торговцы, ремесленники, священники и другие. Их поведение требовало специального урегулирования. Появились правила, которые регулировали имущественные, земельные, семейные, трудовые и иные отношения.

Виды социальных норм в первобытном обществе:

· Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;

· Простейшие нормы морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле;

· Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

· Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.) отражавших фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытие

· Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечёт жесткую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов.

Данные правила создавались во многом сознательно. В них выражались интересы отдельных слоев общества. Они не всегда соответствовали интересам всех членов рода, в отличие от первобытного общества, в котором правила, регулирующие жизнь общины, были едины.

Постепенно происходило разделение норм по видам общественных отношений. К их числу относились имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением материальными ценностями, земельные отношения, семейные, трудовые, уголовные, то есть наиболее общественно опасные действия и другие.

Право образовалось в результате санкционирования (утверждения) названных норм государственными органами, правотворчества и создания судебных прецедентов.

Основные способы образования права в первобытном обществе:

· Правотворчество – разработка, принятие и издание государством специальных документов, содержащих нормы права

· Санкционирование – утверждение государством социальных норм первобытного общества, придающего им силу закона. Формы санкционирования:

Ø Прецедентная – судебная или административная деятельность деятельность, когда социальные нормы служили основанием для разрешения спора

Ø Правотворческая – включение уже существующих социальных норм в издаваемые государством законодательные акты, представляющие собой своды обычного права



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: