Основные теории правопонимания

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Основные теории правопонимания ├────┐

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Естественно-правовая - право есть совокупность естественных │ │

│прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.) ├────┤

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Историческая - право есть совокупность правовых обычаев │ │

│(Гуго, Пухта, Савиньи и др.) ├────┤

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Нормативистская - право есть пирамида не зависящих от сущего норм│ │

│(Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.) ├────┤

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Материалистическая - право есть возведенная в закон воля │ │

│господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) ├────┤

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Психологическая - право есть правовые эмоции личности │ │

│(Петражицкий, Росс, Рейснер и др.) ├────┤

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Социологическая - право есть реализация законов, юридические │ │

│действия (Эрлих, Муромцев, Паунд и др.) ├────┘

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘

и др.

Современные теории права не содержат единого понимания сущности права, что обусловливается такими факторами, как сложность права, многообразие его проявлений в обществе, влияние на процессы познания сущности права правовой идеологии и классовой борьбы, наличие различных исходных философских и методологических оснований.

Наиболее значимыми в истории политико-правовой мысли являются трактовки права, данные представителями естественной, психологической, исторической,позитивистской,социологической теорий права, философией права и марксизмом.

Согласно теории естественного права (Гоббс, Локк, Монтескье и др.), в обществе существует два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым.

Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государства, является правонарушением либо вовсе преступлением. Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого права лежат естественные права человека. Закон признается правовым постольку, поскольку он соответствует, развивает и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не создает право — таков основополагающий принцип данной теории.

Два вида права признают и представители психологической теории права, основоположником которой является российский правовед Л. И. Петражицкий. Согласно этой теории, право представляет психическую деятельность человека, его правовые, ≪императивно-атрибутивные≫ эмоции, чувства, оценки, переживания. Человек чувствует свою волю связанной притязаниями других лиц, ожидающих от него исполнение определенной обязанности. Именно такие психологические переживания определяют конкретные акты поведения человека и выступают его действительным, реальным правом.

В обществе существует также официальное право, установленное государством в виде законов и иных нормативно-правовых актов. Законы могут влиять на интуитивное право человека, на процессы формирования его воли. Тем не менее они не всегда доминируют в принимаемых индивидуумом решениях. Последний может принимать во внимание иные социальные нормы и действовать вопреки установлениям официального права. Поэтому действующее в обществе право значительно шире установленных государством нормативных предписаний и включает в себя всю совокупность психических переживаний человека, и не только его.

В позитивистской теории правом признаются только правила должного поведения, устанавливаемые законом и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми гоударственными органами. ≪Закон есть закон≫, его нужно исполнять в любом случае, независимо от психологических переживаний человека и его естественных прав.

Требование законности, т. е. неукоснительного исполнения действующих нормативно-правовых актов, относится ко всем без исключения государственным органам, должностным лицам, гражданам и иным субъектам конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, иных нормативно-правовых актов, применяются меры государственного принуждения.

Представители этой теории весьма негативно относятся ко всем попыткам искать право вне официально установленных государством нормативно-правовых предписаний.

В отличие от позитивистов представители исторической школы (Савиньи, Пухта и др.) понимали право как продукт народного духа, сознания народа, который живет и проявляется во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык, представляет собой неотъемлемый компонент народа или нации и развивается по аналогичным законам. В языке, отмечал Савиньи, наблюдаются та же независимость от случайности и свободного выбора со стороны отдельных лиц, т. е. то же происхождение из деятельности общего народного духа, действующего в отдельных лицах. Толко здесь все это более наглядно и бесспорно, чем в праве.

Образование права осуществляется путем постепенного раскрытия народного духа в историческом прцессе. Народный дух определяет особенности народного правосознания, а оно выливается в нормы права. Наиболее полным и последовательным источником развития народного духа являются народные обычаи. Законы также отражают народное правосознание. Но в них народное правосознание выражается постольку, поскольку правильно воспринимается и последовательно проводится законодателем.

Поэтому главная задача законодателя состоит в выявлении и закреплении в законах народного духа.

Предствители социологической школы права также полагают, что право не следует искать в законах или психологических переживаниях личности. Право, по их мнению, —это реальная жизнь, воплощенная в конкретных решениях в сфере предпринимательской деятельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иныхлиц и социальных групп. При этом поиск ≪живого≫ права ведется в двух направлениях.

Одни авторы считают, что в обществе существует множество правовых систем, поскольку государство не в состоянии предусмотреть все необходимые для общества и его компонентов нормы права. Каждая коллективная общность людей, будь то спортивный клуб, торговое общество, профсоюзы или нация, может иметь и имеет свое право. Так, народ, нация создают свои обычаи и традиции, профсоюзы —профсоюзное право, причем негосударственные правовые системы могут создавать сильную конкуренцию праву, установленному государством.

Представители другого направления ≪живое≫ право видят в свободе судейского усмотрения при разрешении конкретных дел. Разумное и точное решение юридических казусов представляется им большим правом, нежели абстрактные нормы с их абстрактной справедливостью.

Изменения в системе общественных отношений судья осознает значительно быстрее законодателя и неизбежно должен выходить за рамки закона, который не соответствует ≪живому≫ праву, действующим в обществе отношениям. По мнению сторонников этого направления, судья сперва выносит решение, руководствуясь своими представлениями, а затем подбирает к принятому решению соответствующую правовую аргументацию.

Принципиально иную трактовку права, его сущности дают основоположники марксизма. Рассматривая общество как органически целостное образование, действующее и развивающееся по объективным, независимым от воли людей законам, К. Маркс и Ф. Энгельс весьма четко и последовательно различали право и закон.

Право они понимали как меру свободы членов общества. Каждый класс в силу особого положения в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право. Однако не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобязательных норм, в законе. Такой способностью обладает лишь класс, который экономически и политически господствует в обществе. С помощью закона этот класс закрепляет собственные интересы и потребности и пытается их выдать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы.

Все ранее существовавшие государства закрепляли и проводили в жизнь право эксплуататорских классов: рабовладельцев, феодалов, помещиков и буржуазии. Рабы и крестьяне не были способны по объективным и субъективным причинам взять государственную власть в свои руки и реализовать свое право в форме законов. Только пролетариат может осознать свои классовые интересы, объединиться в борьбе за экономические и политические права и взять государственную власть в свои руки. Лишь при этом условии он обеспечит полное и последовательное проведение пролетарской меры свободы, пролетарского права в форме законов. Пролетарское право одновременно будет правом всех трудящихся масс в обществе, т. е. более демократичным, нежели буржуазное и любое иное эксплуататорское право.

Однако пролетарское право по-прежнему не будет всеобщим. Провозглашенное им равенство в экономической сфере реально будет осуществлено на более высоком этапе развития общества, обладающего производительными силами, способными в полной мере удовлетворить потребности всех своих членов. Но в таком обществе не будет классов. Соответственно, отпадает потребность и в государстве, и в присущем ему способе закрепления общеобязательных правил в форме закона или иных нормативно-правовых актов.

Основными концепциями понимания права являются: нормативистская, социологическая, психологическая, естественно-правовая, классовая, позитивистская и интегративная.

В нормативистской концепции право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существование нижестоящей. Самой верхней нормой являются нормы Конституции государства. Далее по юридической силе идут законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Основной тезис социологической концепции права звучит так: право нужно искать не в нормах права, а в самой жизни. Законы — всего лишь пожелания вести себя определенным образом. Наполнять законы правом призваны судьи, государственные чиновники, сами граждане. Поэтому главным в праве являются реальные общественные отношения, создаваемые гражданами, должностными лицами, органами и организациями.

Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к тому или иному событию. Согласно этой теории, правом является психологическое состояние, которое определяет поведение и деятельность человека.

Согласно теории естественного права, каждому человеку с момента рождения принадлежат права и свободы, которые находят свое выражение в праве. Они собственно и образуют право.

Классовая, марксистско-ленинская теория характеризует право как волю господствующего класса, возведенную в закон, волю, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса. Согласно данной теории, любой класс, являющийся господствующим, устанавливает право, отвечающее его интересам, и подавляет интересы других классов.

Интегративная теория включает в себя черты многих других концепций. Она признает нормативность права как совокупности норм, одновременно допускает существование прецедентов, создаваемых судьями. Признаются естественные права человека, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности и считается, что право определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, т е. порождается общенациональными обстоятельствами.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: