Предисловие............................................................................................................................................................................................................. 4
Раздел I. Психология и педагогика: основы.................................................................................................................................................... 5
Глава 1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании....................................................................... 5
1.1. Учебная дисциплина «Психология и педагогика», ее цели, задачи, функции, концепция изучения................................... 5
1.2. Психология и педагогика в научном подходе к решению проблем человека............................................................................ 8
1.3. Психология и педагогика в деятельности и профессионализме специалиста......................................................................... 10
Литература......................................................................................................................................................................................................... 14
Глава 2. Основы научно-психологического знания.............................................................................................................................. 15
2.1. Психологическая наука и ее методология......................................................................................................................................... 15
|
|
2.2. Мозг и психика........................................................................................................................................................................................... 24
2.3. Мир психических явлений...................................................................................................................................................................... 33
Литература......................................................................................................................................................................................................... 40
Глава 3. Основы научно-педагогического знания................................................................................................................................. 40
3.1. Предмет педагогической науки............................................................................................................................................................. 40
3.2. Задачи, система, методология и методы педагогики...................................................................................................................... 45
3.3. Теория воспитания.................................................................................................................................................................................... 50
Литература......................................................................................................................................................................................................... 59
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество....................................................................................................... 59
Глава 4. Проблема личности в психологии............................................................................................................................................... 59
4.1. Личность и ее психология....................................................................................................................................................................... 59
4.2. Психология развития личности............................................................................................................................................................. 66
4.3. Личность и поведение.............................................................................................................................................................................. 72
|
|
Литература......................................................................................................................................................................................................... 75
Глава 5. Проблема личности в педагогике................................................................................................................................................ 75
5.1. Специфика педагогического подхода к личности........................................................................................................................... 75
5.2. Педагогические закономерности формирования личности.......................................................................................................... 82
Литература......................................................................................................................................................................................................... 88
Глава 6. Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике................................................................................... 88
6.1. Психология группы................................................................................................................................................................................... 88
6.2. Социальная педагогика — педагогика среды................................................................................................................................... 96
6.3. Психологический и педагогический потенциалы групп и коллективов.................................................................................... 98
Литература....................................................................................................................................................................................................... 106
Глава 7. Психология и педагогика жизни в современном обществе............................................................................................. 107
7.1. Психологические и педагогические проблемы развития российского общества................................................................. 107
7.2. Психология и педагогика жизненного успеха................................................................................................................................ 112
7.3. Психология и педагогика в жизни семьи.......................................................................................................................................... 118
7.4. Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности........................................................................ 123
Литература....................................................................................................................................................................................................... 128
Раздел III. Психология и педагогика: профессионал.............................................................................................................................. 129
Глава 8. Психология и педагогика профессионального образования......................................................................................... 129
8.1. Психологические и педагогические основы деятельности образовательного учреждения.............................................. 129
8.2. Профессионализм специалиста.......................................................................................................................................................... 138
8.3. Формирование личности в образовательном процессе............................................................................................................... 144
8.4. Педагогическая культура преподавателя........................................................................................................................................ 147
8.5. Учение и профессиональное становление студента..................................................................................................................... 150
Литература....................................................................................................................................................................................................... 153
Глава 9. Психология и педагогика профессионального обучения................................................................................................ 153
9.1. Педагогические основы обучения...................................................................................................................................................... 153
9.2 Методическая система и интенсивные технологии обучения.................................................................................................... 160
9.3. Методика формирования профессиональных знаний, навыков и умений............................................................................. 170
Литература....................................................................................................................................................................................................... 175
Глава 10. Психолого-педагогические основы профессионального труда.................................................................................. 175
|
|
10.1. Психологические и педагогические условия эффективного труда......................................................................................... 175
10.2. Решение профессиональных задач в экстремальных условиях.............................................................................................. 183
10.3. Психология и педагогика управления организацией................................................................................................................. 189
Литература....................................................................................................................................................................................................... 195
Глава 11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности.............................................. 196
11.1. Основы психологической и педагогической техники................................................................................................................. 196
11.2. Техника выполнения основных психологических действий..................................................................................................... 198
11.3. Техника выполнения основных педагогических действий....................................................................................................... 205
Литература....................................................................................................................................................................................................... 209
В оформлении переплета использована картина М.К. Чюрлениса «Рекс»
Учебное пособие