double arrow

Методы административного права


Метод правового регулирования административно-правовых отношений – это правовые средства (способы) воздействия на управленческие отношения, на установление административно-правового статуса субъектов правоотношений.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность способов, процедур, механизмов, приемов воздействия правовых норм и юридических правил на конкретные общественные отношения.

В системе административно-правового регулирования используются все три метода (типа) правового регулирования — дозволение, предписание и запрет. Дозволение реализуется с помощью управомочивающих норм АП; предписание и запрет — наиболее известные и часто применяемые в административной практике типы правового регулирования — включены в механизм административной деликтологии и применения мер административного принуждения.

Согласно другой классификации в теории права выделяются два основных метода правового регулирования — императивный идиспозитивный, которые свойственны двум большим противоположным блокам правовых отраслей — публичному и частному праву.

Императивный метод правового регулирования — это метод властных предписаний, характерный, прежде всего для АП. Данный метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права.




Диспозитивный метод предполагает установление юр-го равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).

В общих чертах сущность методов административного правового регулирования раскрывается перечнем следующих правовых средств воздействия на административно-правовые отношения:

1) установление определенного порядка действий или принятия решений — предписание к действию в соответствующих условиях, надлежащим образом оформленное в административно-правовой форме.

2) запрет определенных действий под угрозой применения соответствующих административных санкций, установление правоограничений или определенных требований.

3) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных в административно-правовой норме.

4) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать (или не совершать) предусмотренные административно-правовой нормой действия при наличии определенных условий.

Методы АП как способы воздействия на общ-е отн-я следует отличать от методов изучения АП, которые, в сущности, представляют собой способы толкования адм-о-правовых норм.







Сейчас читают про: