Пережитое

Любовь и сознание могут быть признаками высшей
реальности.

Любовь и разум суть духовные реалии. Реальность
каждой из них постижима с помощью непосредствен-
ного духовного переживания, и, тем ярче эта реальность,
чем сильнее переживание. Когда эти реалии становятся
частью нашего внутреннего мира, они обладают для нас
своей собственной ценностью и значимостью; но если это
так, то это означает, что они во внутреннем мире лю-
дей образуют твердую основу, хотя, возможно, в других
отношениях в своих высших проявлениях жизнь есть тай-
на... Жизнь таинственна, и именно это обстоятельство


вызывает так много попыток объяснить ее, даже взаимно
исключающими способами. Я думаю, что люди будут
дискутировать эти вопросы, пока будет живо человече-
ство; ибо любознательность — это отличительная черта
человеческой природы; и я думаю, что ответы по-преж-
нему будут оставаться недоказанными. Их нельзя ни дока-
зать, ни опровергнуть научным методом, с помощью
которого современное естествознание проникло в тайны
Вселенной. Несмотря на все успехи современной нау-
ки, природа высшей реальности по-прежнему остается
неразгаданной современной мыслью. Но незавершен-
ность наших чувств в этой сфере не задевает а.бсолю-
та любви и разума.

...В нравственном плане... гипотеза, по которой вся
Вселенная находится внутри человека, не выдерживает
критики. Если человеческая природа, как она явлена
мне и моим ближним, действительно тождественна всей
Вселенной, то не только любовь и разум, но также
эгоцентризм, и грех, и заблуждение должны быть везде-
сущими, ибо эти злые духовные феномены в такой же
мере характеризуют человека, как и любовь и разум.
Здесь перед нами открывается как бы другая сторона ме-
дали. По собственному опыту мы знаем, что в челове-
ческой жизни идет постоянная борьба между любовью
и разумом, с одной стороны, и эгоцентризмом, грехом
и заблуждением, с другой.

Эта борьба продолжается всегда в каждой челове-
ческой душе; эта духовная война ведется с переменным
успехом, наподобие мощных приливов и отливов; и если
она определенно выиграна или проиграна для отдельно-
го человека, то для всего общества исход ее всегда не-
определенен. И в социальном плане мы не можем ска-
зать, будет ли когда-либо определен исход этой войны
для всего человечества. Но в то же время никто не усом-
нится в том, какую сторону в этой войне следует
занять. Все знают, что должно следовать путем любви


и разума. Для всех людей это — истинный путь. Он
внутренне истинен, невзирая на возможные перспективы.
Если даже предопределено окончательное поражение,
все равно он остается путем истинным; а пока исход еще
неизвестен, то каждый надеется, что все люди примут
участие в этой войне за правое дело, искренно, чисто-
сердечно и самоотверженно.

Предположив, как индуисты, что вся Вселенная сот-
кана из той же духовной субстанции, что и душа отдель-
ного человека, то по аналогии мы должны принять и то,
что для всей этой космической сферы любовь и правед-
ность обладают безусловной нравственной ценностью,
равно как для каждой человеческой жизни; что вся
Вселенная, включая нашу планету, стремится домини-
ровать над злом; но что в космической борьбе, как
и в человеческой борьбе, силы, творящие добро, необя-
зательно должны одержать верх и что здесь тоже исход
неопределенен.

Широко известно, что в человеческой жизни за все
необходимо платить, и, видимо, неодушевленная приро-
да требует того же. Если духи любви в праведности
в неодушевленной Вселенной того же порядка, что и в че-
ловеческой жизни, то творение жизни во Вселенной было
великим достижением любви и праведности, потому что
без жизни любовь не могла бы самовыразиться, а без че-
ловеческой жизни равно не мог бы самовыразиться ра-
зум. Но творение жизни породило эгоцентризм в каж-
дом живом существе, это была плата за него. Вы-
сокая плата, и не с радостью ее приняли, но ее необ-
ходимо заплатить, потому что жизнь иначе не была
бы сотворена, а самоцентрированные существа более
обещающи, чем безжизненная Вселенная. Этой толь-
ко ценой и любовь смогла проявиться в жизни на пла-
нете. Но и за любовь тоже надо платить, у нее есть
обратная сторона: чем сильнее любовь, тем больнее рас-
ставание. Смерть неизбежно разлучает любящих; и


смерть есть плата за творение существ, развившихся на
духовной шкале до уровня способности любить.

Творение разумного существа, возможно, самое вы-
сокое достижение в сфере жизни. Человеческий разум
дает возможность отвечать на любовь и подчиняться
голосу совести. Но цена этому — человеческая свобода
выбора как добра, так и зла, так что люди могут ис-
пользовать свою свободу для обеих альтернатив. Если
нет зла, то нет и добра; если нет самоуглубления, то нет
и любви; если нет греха и заблуждения, то нет и правед-
ности. Видимо, любое творческое достижение эволюции
сопровождается платой деволюции.

Это трагично, и, возможно, трагедия имеет кос-
мический размах, но если это так, это, видимо, не след-
ствие болезненности мира; по аналогии с человеческим
опытом скорее можно предположить, что это следствие
недостатка силы. В круге нашего переживания все силы
имеют ограничения.

Перевод Е. Д. Жаркова

Toynbee A. J. Experiences. L.; Ox-
ford, 1969. P. 158—161


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: